Все новости
Творчество
7 Сентября 2018, 18:39

Уфимский политолог увлёкся ЖЭК-артом и уехал в Китай

Уфимец делает скульптуры малых форм и ювелирные украшения из всего, что можно найти под ногами: проволоки, камней, битого стекла...

Фото автора.
Фото автора.
С очень интересным человеком познакомилась я недавно в Уфе, в этнопарке «Ватан». Молодой красивый мужчина сидел в одной из юрт и трудился над изготовлением проволочной короны с изумрудами. Ну ладно, не с изумрудами, а с зелёными бутылочными стёклами, но это неважно. Рядом лежала еще одна корона — с нефтяными вышками, тоже сплетённая из проволоки.
Молодого человека звали Айдар Бекчинтаев. История его жизни была просто потрясающей. Вот его рассказ:
— Я долго и упорно учился на политолога в Москве, сначала в РУДН (Российский университет дружбы народов, изначально Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы — прим. авт.), потом в аспирантуре НИУ «Высшая школа экономики». Но в какой-то момент осознал всю тщетность, безысходность и бесперспективность этого занятия, бросил всё и ушёл в свободные художники — писать тексты, рисовать, голодать и подавать бесконечные заявки на опен-коллы.

После пары лет подобной романтики, а жизнь молодого художника заключается в основном не в творчестве, а в постоянном поиске жилья, денег и рассылке своего ещё очень наивного портфолио, я решил, что для того, чтобы разобраться в устройстве загадочной системы современного искусства надо получить соответствующее образование, и поступил в Венскую академию искусств, на класс «постконцептуальные арт-практики», где и проучился два года.

После Австрии я вернулся в Уфу и обнаружил вместо европейского постконцептуализма наш российский ЖЭК-арт, то есть дворовые скульптуры из старых покрышек, плюшевых игрушек и пластиковых бутылок. И увиденное настолько меня впечатлило, что я тоже начал делать подобные фигурки из полимерной глины и пропагандировать эстетику ЖЭК-арта.

В Уфе, кстати, есть целый ансамбль жилищно-коммунального творчества — армия шинных лебедей в Инорсе.

Производит неизгладимое впечатление, как и завёрнутые на зиму в полиэтилен громадные пчелы на Монументе Дружбы и на Телецентре.
— Как родилась идея создания короны с нефтяными вышками?
— Региональные и национальные элементы, как и ЖЭК-арт или российскую политику совсем игнорировать в творчестве не получается. Они в изобилии присутствуют в окружающей действительности и периодически прорываются из внешнего мира во внутренний.

— Ваши изделия пользуются спросом на художественных выставках?
— Бывает по-разному — иногда просто распечатывают фотографии моих старых работ и вешают где-нибудь в Берлине или в Питере, а иногда приходится много работать руками, как на недавней выставке про нелюбимых художников Башкирии. Впрочем, можно и просто публиковать новые работы в соцсетях или вовсе уйти в vr и делать те же скульптуры и инсталляции исключительно в виртуальном пространстве.
В тот момент, когда мы встретились с Айдаром, он со своей девушкой Дарьей готовился к большому путешествию по Китаю и юго-восточной Азии. В этнопарке «Ватан» они подрабатывали стрельбой из лука и параллельно занимались своим творчеством — рисовали, делали скульптуры малых форм и ювелирные украшения из всего, что можно найти под ногами: проволоки, камней, битого стекла...

Сейчас они уже в Китае. Как говорит Айдар, времени на творчество остаётся не особенно много, зато нет недостатка в новых впечатлениях.
Автор:Сюткина Евгения Константиновна
Читайте нас: