Все новости
Творчество
16 Апреля 2018, 19:00

В Башкирии мастерица возрождает головные уборы башкирок

Известная на весь северо-восток Башкортостана мастерица по пошиву национальных костюмов и изготовлению украшений, взялась за восстановление головного убора для девочек — хараус.

Фото автора.
Фото автора.
Известная на весь северо-восток Башкортостана мастерица по пошиву национальных костюмов, головных уборов и изготовлению украшений, общественный деятель и активистка народного фольклорного кружка «Ак йондоз» Танзиля Мустафаевна Гайнетдинова из Мечетлинского района взялась за восстановление головного убора для девочек — хараус (һарауыс).
Забытый в начале прошлого века головной убор местные рукодельницы нашли в историко-краеведческом музее села Большеустьикинское. Его надевали девочки, незамужние девушки, также его использовали для фиксации платка и придания ему объема. Хараус и платок (ҡушъяулыҡ) являются особенностью национального костюма северо-восточных башкир. В южно-уральских районах более употребительны монлайка, кашмау. Хараус шьется из вдвое сложенного куска ткани по объему головы, и для придания формы внутри пропускается картон либо пластик. Спереди либо со всех сторон хараус украшается вышивкой.

А верхняя часть вяжется крючком. Узоры вышивки перекликаются с украинскими и марийскими.
Разменявшая седьмой десяток ветеран-учитель Танзиля Мустафаевна после выхода на заслуженный отдых вплотную занялась изготовлением национальных костюмов, передников, жилетов, украшений, головных уборов. Плодами её труда с огромной благодарностью пользуются односельчане, школьники, заказы поступают даже из других районов.
Наша героиня родом из деревни Зуяково Белорецкого района.

Выросла в многодетной семье. Интерес и любовь к рукоделию привила ей мама Малюфа Шарифулловна. Как рассказывает рукодельница, мать не только свою семью одевала, но и в послевоенные годы шила одежду для всей деревни, в том числе и теплые фуфайки. Но и маленькой Танзиле работы хватало, она всячески помогала матери. Отсюда и навыки построения выкройки, раскроя, пошива и украшения.
—Еще в детстве моя тетя Мукарама привезла меня в Малояз. Окончив здесь восьмилетнюю школу, я поступила учиться в Месягутовское педагогическое училище. Получив диплом, 37 лет проработала учительницей начальных классов в деревне Буранчино, Еланышево и Яушево Мечетлинского района, — поведала нам мастерица.
Здесь она познакомилась с молодым человеком из деревни Яушево Ахматьяном Сагитовичем Мухаметьяновым, который стал её мужем. Он, в молодости отучившись в Стерлитамаке на строителя, а в Дуванском районе на механизатора, 40 лет проработал механизатором в колхозе имени 50-летия БАССР. Танзиля Мустафаевна и Ахматьян Сагитович счастливо прожили почти четыре десятка лет. Они заботливые родители двоих детей — дочери Рамзили и сына Ильдуса, любящие бабушка и дедушка для троих внуков и одной внучки — Арыслана, Динара, Ильвира и Алины. Дочь Рамзиля пошла почти по стопам матери, работает воспитателем в детском саду, а сын Ильдус выбрал профессию отца — строитель. Танзиля Мустафаевна очень благодарна своей судьбе, и каждый день благодарит Всевышнего.
Когда только начала работа учительницей, она в 1969 году за 40 копеек приобрела швейную машинку. С той поры Танзиля Мустафаевна шьет платья, одеяла, пледы и наволочки в технике лоскутного шитья (ҡорама).
— В то время на рукоделие, на хобби времени не хватало — работа, семья, хозяйство. А когда вышла на пенсию, почувствовала себя ненужной и взялась за рукоделие. Времени много, начала шить платья, жакеты, потом стала украшать их тамбурной вышивкой. В молодости видела, как бабушки умело «рисуют» цветы, узоры на наволочках, шторах, и не могла налюбоваться. И решила тоже попробовать.
Танзиля Мустафаевна изучает историю и быт северо-восточных башкир и потом отражает это в своих работах. Ей хочется, чтобы изготовленные ею платье, передник или нагрудник были особенными, интересными, яркими.
— Юбку платья, грудку и подол фартука либо покрываю узором, либо очерчиваю контур одним цветом. Вот свое платье украсила тамбурной вышивкой — растительными орнаментами красиво изогнутых ветвей с листьями и цветами. А дочка захотела просто обведение контура. Каждый вариант по-своему хорош и передает черты характера человека.
Меня заинтересовали подолы платьев — у некоторых подол в два слоя, у некоторых — в три, а бывает даже пять-семь. Оказывается, на северо-востоке республики количество слоев подола делали в зависимости от количества детей, которых родила женщина. А цвета атласных лент, которыми они украшались, олицетворяли богатство родной природы. Например, голубая или синяя лента отражает извилистые многоводные реки, зеленая — луга, поля, желтая — яркие лучи солнца.
Танзиля Мустафаевна не только мастер — золотые руки, но и прекрасная собеседница. Очень интересно рассказывает историю каждого предмета одежды, каждой детали. Прежде нагрудники башкир ценились высоко — за хороший нагрудник давали лошадь. И в современном мире башкирские национальные нагрудники (һаҡал, селтәр) пользуются огромной популярностью.

Если раньше их можно было найти только в сундуке у бабушки или посмотреть в музее, то ныне и стар, и млад всё больше и больше проявляют к ним интерес. Кому-то нравятся настоящие старинные, кому-то новые стилизованные. Танзиля Мустафаевна и в этом деле не промах. Она изготовила около ста нагрудников.

— Поначалу изучала книги, рассматривала музейные экспонаты — нагрудники, характерные для северо-восточных районов, затем уже на их основе свои начали придумывать. Раньше носили нагрудники, украшенные серебряными монетами, ракушками (ҡортбаш). Считалось, что они являются как бы оберегом от сглаза, защищают от злых духов. И они были тяжелые. Если не было денег, монетами из нагрудника платили налог, на их место пришивали пуговицы или ракушки. Я изготавливаю как тяжёлые нагрудники из современных монет, так и для повседневной носки полегче — украшенные тамбурной вышивкой, что также свойственно северо-восточным башкиркам, — рассказала Танзиля Мустафаевна.
Головные уборы девушек и женщин калпак (ҡалпаҡ), сдвоенные платки (ҡушъяулыҡ) также является объектом рукоделия мастерицы. Первые она шьет из бархата или из карпета и украшает вышивкой, бисером.
— Для сдвоенных платков стараюсь брать ткани белого цвета и такие, которые не особо соскальзывают с головы. Раньше носить красные французские платки считалось знаком достатка, но ныне они редкость. Платки также украшаю тесьмой, тамбурной или бисерной вышивкой.
Ум и смекалка этой женщины притягивают. С ней хочется еще и еще раз повидаться, поговорить, узнать что-то новое. За это и любят ее односельчане. Неспроста у нее всегда дома гости. Одни приходят заказывать себе платья на аят или на праздник, другие в гости зовут, а третьи учатся рукоделию.
Кстати, Танзиля Мустафаевна первая в деревне стала придерживаться старого-нового обряда — ходить на аят, религиозные праздники в национальной одежде, как истинные башкиры.

За ней последовали и другие бабушки, женщины. Теперь они друг к другу и в мечеть ходят в платьях, жакетах и платках, сшитых нашей мастерицей. Да и сама Танзиля Мустафаевна — приверженец Ислама, посещает мечеть, читает намаз, детей и внуков просвещает. Каждое ее утро начинается с намаза, она благодарит Всевышнего за мирное небо, за счастливые дни, за благополучие.
Как выше было упомянуто, Танзиля Мустафаевна активно занимается общественной деятельностью, является председателем женсовета. В 2013-м году она совместно с местными активистками организовала женский клуб «Агинеи» («Ағинәйҙәр»). В 2014 году выступали на передаче «Алтын тирмә» на телеканале БСТ. Приехав оттуда с победой, они, засучив рукава, взялись за пропаганду и развитие в селе национальных праздников, обрядов. В конце прошлого года работу фольклорного кружка «Акйондоз» («Аҡйондоҙ») признали народной. В районе, в республике ни один национальный праздник, ни одна выставка не проходит без их участия. Многочисленные грамоты, благодарственные письма являются тому свидетельством.

В прошлом году на республиканском празднике национальных костюмов, несмотря на проливной дождь, они достойно представили северо-восточных башкир.

В этом году агинеи собираются поехать на этот парад в одинаковых костюмах. Для этого специально из ткани сочно-зеленого цвета Танзиля Мустафаевна сшила платья для членов клуба — восьми женщин.
— Над украшением платья каждая работает сама, придает индивидуальность. Я уже своё платье закончила, — говорит рукодельница.
Молодые девушки, школьницы, да и женщины в возрасте ходят к Танзиле Мустафаевне обучиться шитью, она с радостью делится знаниями, часто проводит мастер-классы. По велению души она на свои деньги купила ткани и сшила для школы национальные костюмы.
— Для платьев нужно много материала, он дорогой. Сама проработала в школе, детей люблю. Поэтому сшила национальные костюмы и подарила деткам, пусть радуются. Это было потребностью души.
Просыпаясь каждое утро, благодаря за новый великолепный день, за здоровье, за халяльную пищу, радуется и благодарит Всевышнего Танзиля Мустафаевна и этой позитивной энергией, величием души делится с окружающими.
Автор:Шарипова Разина
Читайте нас: