Уфимский мастер Денис Насыров может вырезать из дерева все, что угодно, начиная от детских игрушек, заканчивая массивными предметами мебели. В его коллекции есть самодельная деревянная посуда, статуэтки, резные фоторамки, оправа для зеркал и даже санки. Резьбой по дереву мастер увлекается уже много лет. С «Электрогазетой» он поделился секретами своего мастерства.
— Увлекся резьбой по дереву я в 2004 году, — рассказывает Денис. — Я тогда учился в профессионально-педагогическом колледже. У нас был предмет — «Художественная обработка материалов». Вела его замечательный педагог — Ирина Васильевна Коробейникова. Она сама обучилась богородской резьбе у сельских жителей и передала эти знания нам. Первое, что я самостоятельно вырезал из дерева, это разделочная доска — геометрическая резьба. Она осталась у родителей дома — стоит, радует глаз. После окончания учебы в колледже я поддерживал отношения с Ириной Васильевной, консультировался с ней и до сих пор беру у нее уроки. Она, кстати, все еще преподает, правда, уже не в колледже, а в школе — ведет творческий кружок.
— До учебы в колледже вы творчеством занимались?
— Нет, в художественную школу не ходил, кружки только спортивные посещал. Был далек от творчества. Знакомство с Ириной Васильевной все изменило.
— Какую древесину вы используете для работы?
— Липа подходит, ольха, береза тоже, но она более твердая. Вяз тяжеловато поддается обработке, но у него текстура красивая. Что-то закупаю, что-то нахожу сам. Езжу к родителям в деревню, оттуда привожу древесину. Летом во время прогулок по лесу тоже кое-что попадается.
— Эскизы для своих изделий сами рисуете?
— В основном, в интернете что-то нахожу интересное и уже под себя переделываю. Бывает, что в процессе обработки дерева какие-то новые идеи появляются, что-то меняю.
— Как вам удается найти время для занятий творчеством?
— Занимаюсь в свободное от основной работы время (работаю в сфере строительства). Мастерская у меня находится в гараже, недалеко от дома. Там у меня есть все необходимые инструменты: стамески, станки.
— Что вам дается сложнее всего?
— Для меня сложнее всего вырезать растительные узоры. Но это и интереснее всего. Моя преподавательница Ирина Васильевна как раз специализируется на русском барокко. Я у нее учусь. Несколько полочек в этом стиле вырезал и другие предметы мебели. Красиво получается. Хочу и дальше в этом стиле работать, развиваться — мебель резную делать.
— Над чем сейчас работаете?
— Сейчас у меня в работе большой резной комод. Хочу его дома поставить. Кровать еще делаю в башкирском стиле, резную, с пологом.
— А еще что-то для себя делаете?
— Да, конечно. Сейчас часто игрушки вырезаю из дерева. Сыну Рустаму скоро восемь месяцев будет, для него все делаю. Шкатулки разные дома стоят, баночки резные с орнаментом для крупы, чая, сахара. Постоянно ими пользуемся. Елочные игрушки тоже сам сделал. В этом году елку ими украсили. Расписывать игрушки есть кому.
У меня и жена, и сестра — рукодельницы. Сестра и рисует, и шьет. Жена бисероплетением и вязанием увлекается.
— Кровать для сына планируете сделать?
— Да, конечно. Хочу сделать резную, с ангелочками. А еще коня-качалку.
— А сейчас какая у него любимая игрушка?
— Машинка деревянная. Постоянно с ней играет.
— А вам из своих работ что больше всего запомнилось?
— Сложно что-то выделить. Все работы по-своему запомнились. Наверное, резная рама для картины в стиле русское барокко. Она была большая, примерно, метр на метр. Сложная была работа. Я ее в итоге подарил.
— Вы, наверное, часто дарите свои изделия родным, друзьям?
— Да, часто. В последнее время постоянно на детские дни рождения ходим, дарю игрушки. Еще в ход идут всевозможные предметы обихода: разделочные доски, скалки, посуда, именные фоторамки. Дарим мы их не только родным и друзьям. Вот недавно жена в поликлинику ходила, к ней там хорошо отнеслись, я ей дал подарки для врачей в качестве благодарности. Людям приятно и мне.
— Сына научите с деревом работать?
— Да, когда подрастет, покажу ему все. Хочу, чтобы он тоже резьбой увлекся. Вместе будем больше времени проводить, общее дело будет.