Габдулла Ахметшин из Благовещенска изготавливает картины из войлока. В его коллекции уже много войлочных панно с образами Акмуллы, Салавата Юлаева, героев эпоса «Урал-батыр» и других известных персонажей.
Габдулла Закариевич — художник. Родом он из Миякинского района. Рисовал с детства. Однако после школы пошёл в техническом направлении, поступил в училище в Уфе, отучился, год работал на заводе, а потом ушёл в армию. И в армии его склонность к рисованию проявилась с новой силой — он оформлял красные уголки дивизии и части, рисовал сослуживцев, делал стенгазеты. По окончании службы его за творческие заслуги навечно занесли в Книгу почёта части. А для Габдуллы это стало стимулом для поступления в Уфимское училище искусств. Училище он окончил с отличием. Ему давали направление в Академию художеств в Ленинград, но он выбрал стезю преподавателя художественной школы в Благовещенске.
— В 1977 году я приехал преподавателем в новую художественную школу Благовещенска и до сих пор там работаю. В минувшем году отметил 40-летие своей трудовой деятельности в Благовещенске, — говорит Габдулла Закариевич. — И преподаю, и творчеством занимаюсь. Пишу этюды — пейзажи меня очень привлекают. Есть много живописных полотен.
В 1992 году закончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института.
В 2004 году мне присвоили звание «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан».
А с 2005 года я занялся войлоком. Я тогда побывал в деревне Бурангулово Абзелиловского района — там собирались специалисты по войлоку и делились секретами мастерства. Мне очень понравилось, и я с тех пор стал работать в этом направлении.
Тогда я был проникнут образом Акмуллы, и мои первые работы посвящены ему. Я даже написал поэму о нём на татарском языке, потом перевёл на башкирский и на русский. Серия работ из войлока об Акмулле демонстрировалась в Национальном музее и в Национальной библиотеке в Уфе.
Много работ я посвящал родному краю, они сделаны по мотивам легенд и исторических фактов. Это «Жизнь и борьба», «Колесо истории» и другие.
Войлочные панно Габдуллы Ахметшина участвовали в выставках в Москве, в Санкт-Петербурге, в Казани, Екатеринбурге, Рязани.
Эпос «Урал-батыр» — это отдельная страничка творчества Габдуллы Закариевича. Он изображал и Урала, и Шульгена, и их родителей — Янберды с Янбикой, и других героев.
Много работ на тему эпоса «Урал-батыр» они создавали вместе с учениками.
Делали даже валяную одежду, с которой заняли первое место на международном фестивале в Москве в 2014 году.
Совместно с ученицей создали образ Шурале-Лешего. Он получился очень романтичным, возможно, от того, что в его изготовлении участвовали и девичьи руки.
— По преданиям и легендам впервые войлок появился на Ноевом ковчеге — шерсть с животных падала, сваливалась под действием морской воды и получались лоскутки войлока, — рассказывает Габдулла Закариевич. — Но, если верить историческим фактам, то ещё в Древнем Египте, в XIV веке до н.э. уже существовали войлочные ковры.
— Где вы берёте шерсть для своих работ?
— Найти шерсть сейчас проблематично. А если и найдешь, то потом приходится самостоятельно её чистить, чесать, теребить, приводить в рабочее состояние. Хорошо, что в сёлах есть ещё люди, занимающиеся разведением овец.
— Какая шерсть лучше валяется — состриженная после лета или после зимы?
— Осенняя шерсть хорошо валяется, потому что в ней присутствует естественная грязь. А весенняя шерсть чище, она не сваливается.
— Какова технология изготовления картин?
— Чтобы шерсть получилась цветной, её надо заранее подкрашивать, потому что по технологии изготовления войлочных картин сразу выкладывается цветной рисунок. Затем он фиксируется специальными иглами, сбрызгивается или заливается через лейку кипятком, потом начинается процесс валяния.
— Ваши воспитанники с удовольствием занимаются войлоковалянием?
— Да, занятия посещают много ребят, иногда даже места не хватает в студии. У меня три группы, в каждой больше десяти школьников. В студии представлены их работы — это и панно, и банные шапочки, и сумки, и войлочные матрёшки. Многие мои выпускники окончили Уфимскую государственную академию экономики и сервиса, стали дизайнерами. Есть ребята, которые учились в Санкт-Петербурге. Несколько человек стали архитекторами.
Кроме таланта художника наш герой наделён ещё и талантом музыканта — он играет на курае, на кубызе, на баяне.
Заслугами Габдуллы Закариевича гордятся в Благовещенске.
— У Габдуллы Ахметшина очень хорошая художественная школа, — говорит заместитель главы администрации Благовещенского района по социальным вопросам Ильшат Давлятянов. — У него самого, и у его воспитанников много различных достижений. Его выставки проводятся в благовещенском краеведческом музее, в городском дворце культуры. Картины выставлялись и в Уфе, в Национальном музее, и во многих других городах России.