Все новости
Творчество
9 Августа 2017, 16:16

Уфимка слепила свое детство из пенопласта

Талантливая уфимка слепила свои детские воспоминания в коллекцию авторских кукол.

Фото предоставлено Анастасией Агафоновой.
Фото предоставлено Анастасией Агафоновой.
Анастасия Агафонова — молодая и очень интересная уфимка, по-женски обаятельная, душевно утонченная. Говорит она — будто песня льется, ручеек бежит, огибая на своем пути валуны и камешки. Настя — очень творческая, очень «гуманитарная». И будто светится изнутри, как лампадка — хочется приблизиться, руки протянуть, погреться. Ее авторские куклы такие же — мягкие, добрые и даже сентиментальные.
И вроде бы все сходится в красивый художественный пазл, пока мы не спросим Настю о ее основной работе. При всей своей поэтичной мягкости наша героиня владеет мужской профессией. В багетной мастерской она режет бруски на станке, собирает из них подрамники, натягивает холсты, оформляя картины и вышивки в багет. И посетители часто удивляются, когда видят хрупкую девушку с шуруповертом, ножовкой или стеклорезом. И я удивилась, ей Богу.
— По первому образованию я техник-строитель, но это был неосознанный выбор, — признается Анастасия «Электрогазете». — Позднее при поддержке папы я все же решила идти по творческому пути и поступила в БГПУ на художественно-графический факультет на специальность «Профессиональное обучение — дизайн». Параллельно работала в агентстве по оформлению праздников, шила декорации, ростовые костюмы, сама в них поздравляла людей. Очень нравилось ходить к деткам, играть с ними, танцевать, обнимать.

Большинство из них верили, что к ним пришел настоящий зайка из сказочного леса.
Сейчас я работаю в багетной мастерской: мне нравится то, что я вижу здесь результат своей работы. Все мои коллеги — интересные, творческие люди, отсюда не хочется уходить. Но в душе я понимаю, что должна двигаться дальше. Хочу поработать с детками, поучить их лепке, лишь бы зарплата в доме творчества позволила заниматься любимым делом…
— Ваши куклы вылеплены в очень интересной манере. Как вы пришли к кукольной скульптуре?
— Лепить я любила с детства, мы с братом лепили из пластилина микромиры, где у нас было все, что мы пожелаем. А у бабушки в деревне мы ходили с крестной в овраг за глиной и лепили из нее посуду и разные фигурки. Именно потому, что мне нравится лепить, я и решила попробовать себя в этом жанре пластического искусства — авторской кукле. Первую куклу я слепила для курсовой работы по технологии народных художественных ремесел. Эта композиция называлась «Осень жизни», это был старичок, который сидел на скамеечке и кормил с руки птичек. Он грустил по прошедшему лету, по пролетевшим годам.

А еще маленькой я обожала жевать бумагу, мне нравился ее вкус. Так что папье-маше (смесь бумаги и связующего вещества — прим. авт.) я делала с детства, это мой любимый материал. Увидев работы известного питерского кукольника Романа Шустрова, я была впечатлена. Он творит как раз в технике папье-маше, а потом тонирует свои скульптуры. Мне захотелось повторить.
— А еще у вас есть учителя, идейные вдохновители?
— На выбор темы моего диплома повлияли работы талантливой кукольной мастерицы Ольги Егупец. Я смотрела ее мастер-классы в интернете, затаив дыхание, восхищаясь ее мастерством. Мне нравилось, что ее куклы не просто манекены для красивых нарядов, а имеют свою историю, характер, вызывают эмоцию. Мне захотелось слепить свои детские воспоминания и тоже подарить людям эмоции. Так возникла идея кукольной коллекции «А у нас во дворе…».

— У ваших кукол есть прототипы?
— Говорят, что первоклашка похожа на меня: я носила такую же прическу и октябренком была.

Мамочка с коляской — это воспоминание о времени, когда мама родила мне сестренку. (Хотя я и просила братишку Славика, мне тогда сказали, что на него денег не хватило.)

Мальчуган с бумажным самолетиком — это мой двоюродный братишка, с которым мы в детстве были не разлей вода.

А для тетушки с тазиком постиранного белья мне позировала мама. Я просила ее встать, подбоченясь, чтобы лучше понять, как лепить. Думаю, такие тетушки были в каждом дворе того времени.

— Вы испытываете ностальгию по временам СССР? Чего из той эпохи не хватает в нашей реальности?
— Мое детство пришлось на закат советской эпохи, и я помню, что люди в то время были добрее и неравнодушнее. Хотя, может, это особенности детского восприятия… Эту коллекцию кукол я сделала монохромной, чтобы подчеркнуть стиль «ретро». Мне так и говорят: ваши работы похожи на ретроснимки. Мой папа раньше занимался фотографией, проявлял их при свете красной лампы. А я была маленькой и, глядя на все эти растворы и проявители, считала его настоящим волшебником. Это было прекрасное время.
— Поделитесь секретами мастерства, из чего складывается ваша техника создания куклы?
— Своих кукол я создаю в смешанной технике. Сначала делаю каркас из проволоки, своеобразный скелет, на который «наращиваю мышцы» — клею пенополистирол (полистирольный пенопласт, утеплитель — прим. авт.). Он сокращает время высыхания массы папье-маше, которую я наношу сверху, доводя объемы до задуманных в эскизе. Для проработки мелких деталей использую кукольный самозатвердевающий пластик. По сути, это тоже папье-маше, но с более тонкой структурой. Этот материал очень пластичен, его свойства позволяют дорабатывать детали лица, нужно лишь предварительно смачивать водой места соединения. И после обработки он становится гладким и приятным на ощупь.
Затем я начинаю отделку поверхности куклы: шлифую наждачной бумагой, оклеиваю для имитирования одежды фактурной тканью, процарапываю борозды для имитации волос в прическе и других задуманных фактур. После изготовления подставки и ее декорирования всю композицию грунтую водостойкой водоэмульсионной краской, чтобы защитить от воздействий внешней среды.
Потом я куколок тонирую. Наношу на них краску, а затем затираю кусочком тряпочки — это проявляет созданную фактуру. Мне нравится этот прием, он имитирует поверхность дерева. Дальше изготавливаю аксессуары для куклы и другие, необходимые для общего образа детали. В качестве материалов выступают бумажная масса, проволока, ткань.
И, наконец, приступаю к сборке всей композиции в единое целое. Здесь важно соблюсти чувство меры, гармонизировать весь образ. Так, на рождение одной куклы у меня уходит немало времени, примерно месяц кропотливого труда.
— Услышанное впечатляет. Процесс, действительно, трудоемок. Познакомите нас со своими последними работами?
— Одна из них — кукла с передачей портретного сходства. Это был подарок молодой женщине, живущей в Питере.

Она — личность творческая (сочиняет стихи, песни, играет на гитаре), поэтому родился образ мечтательной барышни, сидящей на скамье в теплый летний вечер и исполняющей романс. Именинница осталась довольна.
Также делала фигурку ди-джея в подарок на день рождения своему коллеге — он увлекается созданием электронной музыки. Получился ночник.

Тонировать поверхность я не стала, мне показалось интересным, что белый цвет грунта принимает подсветку ночника и фигурка меняет свой оттенок.
— Какая работа самая любимая?
— Пожалуй, фигурка ангела на данный момент самая любимая.

Ангелок потерялся, заблудился в этом огромном мире, он ищет путь к себе, ему холодно, поэтому я укутала его в шарф, его хочется взять на руки и отогреть.
— Над чем работаете сейчас?
— Сейчас я работаю над двумя куклами: одна с портретным сходством — подарок коллеге сестренки, другая — «Черный Амур», делается к готовой статуэтке африканки с пожеланиями одной милой даме встретить вторую половинку.
— Участвуете ли вы в выставках? Ваши впечатления?
— Да, моя коллекция участвовала в выставке «По образу и подобию…» Мне нравится, что, глядя на мои работы, люди улыбаются, плывя по волнам своей памяти. Этой зимой я участвовала в передвижной выставке «Сказки из бабушкиного сундучка» со скульптурой «Нить судьбы».

Ее героиня — моя бабушка. Эта работа тоже вызвала очень теплые эмоции, родственники попросили сделать для них повтор. Мне кажется, очень важно — дарить тепло.
— Согласна. А что кроме авторской куклы греет вам душу?
— Люблю менять пространство вокруг себя к лучшему. Мне нравится мастерить разные поделки, предметы интерьера. Сейчас меня увлекла тема светильников и барельефов.
Еще мне нравится рисовать. В Уфе есть «Клуб рисовальщиков», мы встречаемся с людьми по интересам, рисуем друг друга, людей вокруг, общаемся. Недавно ходили вместе на закрытие выставки «Арт-Уфа 2017». Было здорово, сама выставка произвела огромное впечатление. Особенно мне понравилась живопись Веры Фроловой, очень добрые образы она создает. Я больше график, мечтаю овладеть техникой живописи, как такие мастера цвета.
— Беретесь ли вы за работу в плохом расположении духа?
— За создание куклы я принимаюсь в хорошем настроении, но, даже если на душе пасмурно, процесс ваяния так затягивает, что уходишь в него с головой, забываешь обо всем. И, когда видишь результат своей работы, это греет душу.
— Мастера-кукольники, какие они, по-вашему?
— Мастера-кукольники — счастливые люди, они волшебники, из груды различных материалов создают чудо! И я тоже стремлюсь познать секреты мастерства, учусь новому. Меня восхищают работы Ольги Егупец, Романа Шустрова, Натальи Лопусовой-Томской, Ирины Андреевой, Натальи Побединой и других авторов. Это профессионалы своего дела, их работы хочется рассматривать, любоваться ими. Сейчас люди устали от штампованных вещей, поэтому ручная работа, сделанная с душой, сделанная человеком, а не холодной машиной, становится востребованной.

А я не волшебник — я только учусь.
Автор:Сокурян Екатерина
Читайте нас: