Все новости
Творчество
20 Июля 2017, 14:29

Уфимка печёт стеклянные гранаты

Уфимка Элеонора Саунина выпекает из стекла ослепительной силы красоту. О ее интересном увлечении читайте в нашей зарисовке.

Фото предоставлено Элеонорой Сауниной.
Фото предоставлено Элеонорой Сауниной.
Настенные часы с зернами граната, мерцающими таинственным глубоким цветом. Милый ангелочек с пшеничными вихрами. Довольный кот, нежно прижимающий к себе сосиски. Крошечные ежики, несущие на спине спелые яблоки. Весёлые разноцветные зонтики. Всё это из стекла. И автором всей этой красоты является Элеонора Саунина.

Специального художественного образования у Элеоноры нет. Хотя с детства она любила рисовать, лепить, мастерить что-то своими руками. Но поскольку это всё существовало в режиме хобби, то образование у неё техническое — Уфимский государственный авиационный технический университет, специальность «Электрооборудование летательных аппаратов». Элеонора говорит, что получала образование осознанно, было влечение к точным наукам. Окончила университет с красным дипломом, но на дворе были 90-е годы, и по специальности она не работала, отправилась в свободное плавание. Устроилась продавцом в фотосалон, потом там же была бухгалтером. А затем ушла в первый декретный отпуск. И стала активно заниматься шитьём, которое любит со школьных лет, познакомилась с батиком. Рисовала по шёлку, дарила свои работы. Но декрет закончился, и Элеонора устроилась в банк. Семь лет проработала в банковской сфере, где график очень напряженный, в те годы было не до творчества. Поэтому второй декрет снова стал отдушиной, после которой муж предложил Элеоноре не выходить на работу, а полностью посвятить себя творчеству.

— Мне дали карт-бланш, и я пошла по магазинам закупать кисти, краски, решила реализовать себя, раз есть возможность. Постепенно стала участвовать с батиком в выставках. В один прекрасный момент моя движущая сила и поддержка — муж — рассказал мне о творческих работах из стекла. Мы стали изучать этот вопрос, и я буквально заболела лэмпворком — это техника работы со стеклом, когда в пламени газовой горелки делают небольшие декоративные изделия.

У мастеров я видела изделия умопомрачительной красоты. Я уже нашла курсы, куда можно было ехать учиться, но нас остановило то, что в работе нужно использовать газовые баллоны. Соответственно, пришлось бы оборудовать отдельное помещение, потому что дома это делать небезопасно. Но стеклом я уже болела серьезно, и однажды увидела объявление о продаже фьюзинговой печи. Я приобрела печь, вместе с печью некоторые инструменты для работы, остатки стекла и занялась фьюзингом.

— Расскажите подробнее о фьюзинге.
— Фьюзинг — очень интересная техника. Когда меня просят объяснить, что это такое, я сравниваю процесс с аппликацией из цветной бумаги. Из цветной бумаги вырезаем картинку по заранее приготовленному эскизу и приклеиваем. В технике фьюзинга всё делается примерно так же, но из стекла, и потом всё спекается в печи. Основной инструмент при работе — стеклорез, остальные вспомогательные — кусачки, ломатели, шлифмашинка, чтобы зашлифовывать острые края.

После батика перед переходом к фьюзингу, пока не было печки, около полугода занималась росписью по стеклу. Пробовала рисовать картины, но поняла, что мне больше нравятся вещи, которые можно использовать практически. И потом, уже придя к фьюзингу, стала совмещать эти две техники. Училась самостоятельно — читала статьи в интернете, пробовала, экспериментировала. Стекло в Уфе не продается, приходится заказывать его через интернет большими листами, причем, покупать нужно не один лист, а сразу палитру. Поэтому первое время я тренировалась на тех остатках стекла, которые достались мне в приданое к печке.

— Какие изделия вы изготавливаете?
— Делаю детали интерьера — панно, часы, декор для зеркал. Кроме этого, занимаюсь посудой. Но поскольку размеры печи не позволяют делать высокие изделия — вазы, кружки, то работаю в плоскостной технике, мастерю тарелочки — декоративные и используемые для еды. Изготавливаю бижутерию — подвески, серьги, броши — она получается очень разноплановой, яркой и необычной.

— Как происходит процесс выпекания изделия?
— Стекло принимает форму под влиянием двух составляющих — температуры и собственного веса. Поэтому заготовку — лепешечку из стекла я кладу в печь на специальную огнеупорную форму в виде тарелки, и начинается процесс моллирования — плавки стекла. Лепёшка постепенно принимает форму тарелки.
Печь выглядит, как большой чемодан. Она программируемая.
Когда изделие загружено и крышка печи закрыта, выставляется программа, которая включает в себя полный цикл этапов от нагревания до охлаждения и предусматривает все технологические особенности стекла.
У каждого типа стекла свои особенности. Точка пластичности отличается у разных производителей. Максимальная температура в печи выставляется от 700 до 800 градусов, в зависимости от того, какой я хочу получить рельеф. Если рельеф должен прощупываться, то температура чуть ниже, если же нужно, чтобы все элементы спеклись в ровную лепешку, в монолит, и границы не чувствовались, то температура, соответственно, должна быть выше.

Фьюзинг — безотходное производство. Осколки, крошка, всё идёт в ход. Я могу на полку в печку насыпать кусочки оставшегося стекла, выставляю программу, они нагреваются и превращаются в капельки. Их потом можно использовать в работах — сделать носик у ёжика или зёрнышки граната. Совсем маленькие обрезки можно истолочь в пудру, насыпать её сверху на изделия, и когда она запекается, то получается эффект окрашивания.

— Температура спекания стекла очень высокая, наверное, есть какие-то требования при изготовлении изделий?
— Я очень серьезно отношусь к вопросам качества, соблюдаю всю технологию производства. Если не соблюсти интенсивность нагрева — чересчур быстро нагреть или охладить изделие, то в стекле образуется внутреннее сопротивление, которое впоследствии приводит к разрушению изделия. Оно может треснуть сразу или сломаться через год. Чтобы этого не произошло, учитываю все рекомендации производителя.

— Ваши работы яркие, мерцающие, с глубоким светом. Вы замечаете, что они позитивно влияют на людей?
— Изделия из стекла несут людям радость. Это очень хорошо видно на выставках. Посетители невольно задерживаются перед стендом, начинают рассматривать экспонаты. У многих замученный, загнанный вид, идут уставшие, а как видят стеклянные переливы, у них меняются лица, они расцветают, просветляются. Красота всё-таки спасёт мир, как бы банально это ни звучало.

Было время, когда я делала калейдоскопы. И когда подходили люди, задавленные бытом, эта детская игрушка пробуждала в них забытую радость. Это было волшебно, родители получали большее удовольствие, чем дети. Ради таких моментов хочется работать. Положительные эмоции, которые испытывают люди, дорогого стоят.

Читайте нас: