Кованый автомобиль, робот-трансформер, железный хищник из кинофильма «Чужой», гигантский металлический колокольчик, чешуйчатый дракон — мастер художественной ковки из Стерлитамака Александр Замесин создает уникальные арт-объекты из необычных материалов. Буквально за несколько лет Александр обеспечил свой город целым множеством оригинальных скульптур — так, его работы установлены на стерлитамакской Аллее транспорта, Аллее влюбленных, парке Гагарина. Себя он называет «художником по металлу» и способен изготовить стильный футуристический объект из любого металлолома. Подробностями своей удивительной профессии мастер поделился в эксклюзивном интервью с «Электрогазетой».
— Александр, как вам пришло в голову творить из металла?
— В душе я всегда был художником. Но образование получил техническое — окончил московский институт по специальности «горный инженер». Самостоятельно, без учителей начал осваивать художественную ковку. Сначала делал элементарные вещи — кованые ворота, декоративные элементы для себя и соседей. А затем почувствовал в себе реальный, настоящий интерес — захотелось делать что-то эксклюзивное, то, чего еще никто не делал.
На самом деле я давно искал материал, который был бы мне по нраву, — много рисовал красками и т.п. И в итоге пришел к металлу. Это материал с характером, для мужчин, и, чтобы его побороть, нужно знать его слабые места.
— В основном, вы создаете большие, монументальные скульптуры. Сколько времени тратите на создание одного арт-объекта?
— Примерно один месяц. Хотя, конечно, иногда я делаю перерывы, — порой, нужно прерваться и подумать, если, к примеру, что-то не нравится. Затем приходит решение — и я продолжаю работу.
— Где вы ищете материалы для своих арт-объектов?
— В основном, на свалке металлолома. Это место для меня, без преувеличения, источник творческого заряда. Рождается в голове идея — и я отправляюсь на свалку, набираю металлолом, приезжаю в мастерскую и начинаю кроить, резать, соединять. Конечно же, изначально я рисую эскиз скульптуры.
Затем идея немного трансформируется — в зависимости от того, какие материалы я нашел. Скульптуры стараюсь делать устойчивыми к вандалам, чтобы при всем желании нельзя было ничего отломить.
При этом повторяться мне не хочется — это скучно. Стараюсь каждый раз усложнить задачу. Каждая моя скульптура сложнее, чем предыдущая.
— Какой смысл вы вкладываете в свои арт-объекты?
— Стараюсь сделать их познавательными, а не просто красивыми. Чтобы дети, рассматривая мои композиции, могли узнавать что-то новое в области науки и техники. В основном, я творю в стиле «стимпанк», сейчас это направление в тренде, особенно за границей. За последние три года я изготовил довольно много арт-объектов для Стерлитамака. Наиболее известная скульптура — это «Чужой» по мотивам знаменитого фильма.
Есть также несколько автомобилей, кованая карета, робот-трансформер, фантастическое транспортное средство «велолет», паровоз и многое другое.
— В своем городе вы слывете богатырем, который может голыми руками согнуть железный прут…
— Ковка — это мужская работа. Мне в этом году 60 лет исполнилось, но по вечерам я обязательно хожу в тренажерный зал, тягаю «железо», поддерживаю форму. Спорт придает мне бодрость. Некоторые говорят, зачем ты еще после работы еще и спортзал ходишь? А мне нравится. Одним словом, физическая сила важна, но… Гораздо важнее «включать мозги». Используя лишь силу, устанешь от такой работы уже через полчаса. В любом деле нужны интеллект и творческий подход. Как сделать больше с меньшими затратами — вот главный вопрос. Например, если нужно согнуть какую-то трубу, лучше задуматься, как это сделать при помощи наименьших усилий. И, если уж на то пошло, в моей работе гораздо важнее иметь тренированные ноги, нежели руки — ведь пока работаешь над скульптурой, наматываешь вокруг нее целые километры!
— Не так давно вы увлеклись созданием арт-объектов из автомобильных шин. Расскажите об этом подробнее.
— Такие скульптуры я впервые увидел в Корее. Захотелось сделать что-то подобное. В итоге я уже изготовил резинового петуха, скорпиона, двух драконов и коня. На один арт-объект уходит примерно до 50 покрышек. Сначала варится металлический каркас. Затем я режу покрышки на куски нужного размера. После чего — обтягиваю каркас этими кусками, постепенно переходя от корпуса «животного» к мелким деталям.
Резина — довольно пластичный материал. А еще я использую естественные свойства летней и зимней резины. Так, летняя резина — более гладкая, зимняя — наоборот, пупырчатая, словно кожа рептилии. По моей задумке, монументальные скульптуры из резины должны привлечь внимание людей к экологическим вопросам, особенно сейчас, в год экологии.
— Некоторые из ваших скульптур выглядят довольно агрессивно, они оснащены клыками, когтями и т.д.
— Конечно, некоторые мои творения могут смотреться, на первый взгляд, довольно свирепо. Но дети их не боятся — поскольку даже самого страшного монстра я обязательно снабжаю добрыми чертами.
— Есть ли у вас любимые скульптуры?
— Любимых, наверное, нет. Пока я занимаюсь каким-то арт-объектом, я им живу, вкладываю душу. Но, когда заканчиваю, тут же хочется приступить к чему-то новому. Всегда прошу — дайте мне сложную работу!
— Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах.
— Одна из интересных тем — создать в городе Стерлитамаке так называемый «Парк чудаков». Там будут и скульптуры людей, и инновационной, небывалой техники. Но пока что эта идея требует детальной проработки.
Из недавно созданных арт-объектов — кованая пожарная машина к 90-летию пожарной охраны города Стерлитамака. А в ближайшее время я планирую сделать кованый рояль для музыкального фестиваля в Ишимбае (эта скульптура останется в городе и будет его украшением).
Уйти от стереотипов — очень важно. Как мне кажется, современные городские скульптуры не должны быть однотипными. Больше чудачества! Если человек посмотрел на мою скульптуру и улыбнулся — это уже здорово.