Все новости
Творчество
8 Января 2017, 11:00

Уфимская рукодельница заряжает игрушки на добро

В наших гостях необычный кукломастер: Гульнара заряжает кукол исцеляющей энергией, заговаривая их на добро и удачу.

Фото предоставлено Гульнарой Сулеймановой.
Фото предоставлено Гульнарой Сулеймановой.
В руках уфимского мастера Гульнары Сулеймановой рождаются куклы, которые гипнотизируют своей кротостью и теплом. Они настолько нежны и трогательны, что их не торопишься взять в руки, а осторожно смотришь во все глаза, подобно ребенку у витрины магазина игрушек. И этот деликатный кукольный гипноз длится немало: пока все разглядишь, от тщательно прорисованных веснушек до каждого шнурка в крохотных ботиночках.
Знакомьтесь, это текстильные куклы типа тильд, но они имеют проволочный каркас, благодаря которому куколки наклоняют голову, двигаются и очень художественно присаживаются на стульчик. Такие красотки способны украсить и детскую комнату, и вполне зрелый интерьер. Гульнара не только искусная швея и декоратор, но еще и мастер рэйки. С помощью рук она заряжает кукол исцеляющей энергией, заговаривает их на добро и удачу. Таким образом, оригинальная игрушка становится еще и настоящим талисманом.

Удивительно, но в детстве мастер по пошиву кукол вовсе не любила играть «в домик». По воспоминаниям Гульнары, куклы, которые ей дарили родители, всегда сидели на полке серванта. Она на них, конечно, смотрела, но чтобы поить чаем из миниатюрных чашечек или укладывать спать в игрушечные кроватки — такого не было. В садике да и после школы во дворе дети обычно носились всей гурьбой, играли в прятки, догонялки. А из спокойных домашних игр девочке нравился лишь металлический конструктор. Из него маленькая Гульнара собирала машины.

Словом, путь нашей героини к куклам оказался не таким уж коротким. Свою профессиональную деятельность она начала с детского сада, получив образование в БашГУ, преподавала физику в школе. Потом в лихие 90-е, подобно многим, подалась в торговлю. На данный момент Гульнара Сулейманова — домохозяйка, и в ее доме прочно обосновались игрушечные девчата.

— Гульнара, и все же, как вы пришли к такому интересному хобби? И почему именно куклы?
— Пришла к этому чисто случайно. В интернете увидела куколки московского мастера, и так они мне понравились, что захотелось себе такую же. Но мастер в Москве, и цены у нее запредельные… Где-то, наверное, с год я вынашивала в себе идею приобрести эту куклу. Но купить так и не смогла. В итоге решила сшить сама. Так и началось, так и втянулась.

— Сколько кукол вы уже сшили? Вы даете им имена?
— Около 30. Имена я им не даю. Думаю, что каждая хозяйка видит свою куклу по-своему, и сама даст ей подходящее имя. Когда я работаю над куколкой, я называю ее, но не по имени, а так скажем, по образу. Например, есть у меня Гномочка, Хранительница снов, Путешественница, Мисс Осень, есть Внучка Санта-Клауса — Новый год диктует свое настроение.

— Образы у девчонок, действительно, разные. А отличаются они по характеру?
— Очень отличаются, — смеется. — Некоторые такие ладненькие и послушные, как их поставишь, так они и стоят. А некоторые капризные бывают. Поставишь ее так, не хочет она стоять, эдак посадишь, и сидеть ей не по нраву, все ей надо как-то по-другому.

— Есть ли в девичнике кукол представители сильного пола? Или мальчиков не шьете?
— Мальчики были, но немного. Одежда у мальчиков стандартная, рубашечка да брючки, и с прической особо не разгуляешься… Я как-то больше с девочками люблю работать. Для них наряды мне интереснее шить.

— Как рождаются ваши куклы? Вы выдумываете их в голове или рисуете эскизы?
— В голове, обычно перед сном, когда ложусь спать. Одну куколку завершу, и следующий образ рождается, мысли начинают в голову приходить одна за другой и по образу, и по цветовой гамме. Я не делаю предварительных эскизов, и кукла, бывает, меняется в процессе создания. Например, мне может не понравиться сочетание волос с основной цветовой гаммой, и я сменю в последний момент темные волосы на огненно-рыжие.

— Какие расходники вы используете? И что самое сложное в пошиве кукол?
— Самое сложное — собрать каркасное тело, чтобы ручки-ножки и все остальное смотрелось ровно и пропорционально. Текстиль для тела я покупаю в интернете на специальном сайте, ткани — в интернете и в местных магазинах ткани. Волосы у кукол натуральные, это овечья или козья шерсть. Ее я тоже заказываю в интернете. Бывает, пряди хорошие приходят, и сразу пускаешь их в работу, а бывает, придут грязные, с мусором, тогда приходится счесывать, промывать. Волосы куколкам можно окрашивать и завивать.

Проволоку для каркаса приобретаю в магазинах электроники, различные шила, кусачки, скотчи тоже в «мужских» магазинах. Обувь у куколок также настоящая, из натуральной кожи. Ее, как и подошву и вощеные нитки, приобретаю в специализированном обувном магазине. Там же купила пробойники, с помощью которых делаются отверстия на кожаных сумочках и сапожках.

— Ваши работы отличают миниатюрность, точность деталей. Как вам это удается? Наверное, вы очень усидчивы и собраны?
— Я по характеру спокойная и очень усидчивая. Могу с утра сесть за работу и сидеть с куклой до самого вечера. Хочется делать-делать-делать… Бывает не идет, распарываешь, переделываешь, по новой шьешь. Без усидчивости здесь никак.
Детали и правда мелкие. Пуговичка на кармашке, к слову, где-то три-четыре миллиметра, размер туфелек — 4,5 сантиметра. Работаю также с чешским бисером, его диаметр — 1,5 миллиметра. Глаза устают, хотя я и пользуюсь в работе очками. Приходится вставать, делать передышку, зарядку для глаз.

— Кто и что вас вдохновляет?
— Наверное, вдохновение черпаю из интернета. Что-то листаю, вижу необыкновенно красивое, хочется воплотить это в жизнь. Например, очень понравился гномик, на днях я сшила себе такого. Но боюсь, что внук попросит, сегодня начну шить второго.

— А как родные относятся к вашему увлечению?
— У меня есть дочь и внучок Тимур шести лет. Ему особенно все интересно. Он первым видит любое изменение на моей полочке с куклами. И всегда удивляется: «Нэнэй, как ты это делаешь, как ты это шьешь?» Глядя на меня, и он интересуется ручным трудом, все просит научить его шить. Я думала, он захочет сделать куклу, но Тимур, оказывается, мечтает сшить маме юбку. Муж относится к моему хобби с уважением и даже помогает. Например, подставочки для кукол, которые самостоятельно не стоят, делает.

Поддержка со стороны семьи у меня есть, за что я ей очень благодарна.
— Как и у всех мастериц, наверное, бывают творческие кризисы?
— Особых кризисов нет. Бывают перерывы, связанные с летом и огородными делами. А творческих упадков, к счастью, не бывает. Если одну куклу закончила, тут же хочется начать шить следующую. Иногда себя приходится сдерживать, потому что домашнюю работу никто не отменял, по дому всегда много работы.

— Ваш дом похож на мастерскую? Опишите свое рабочее место.
— Организованного рабочего места как такого нет. Есть несколько полочек, выделенных в шкафу. Работаю я на кухне, за большим обеденным столом. Когда дома никого нет, я вытаскиваю швейную машинку, все свои материалы и кухня превращается в большое ателье, что называется, ни пройти, ни выйти. Потом, до прихода домашних все сворачиваю и убираю.

— Это похвально. Многие рукодельницы, ссылаясь на творческий беспорядок, заполоняют квартиру многочисленными ножницами, клубками ниток, банками с пуговицами, стразами, журналами с выкройками и тому подобным…
— Наслышана. Стараюсь все же, чтобы наш дом выглядел, как обычный дом, а не мастерская.
— Насколько, по-вашему, сегодня ценится ручной труд?
— Наверное, у всех по-разному. Чей-то товар актуален и быстро разбирается, чей-то не такой ходовой. Зависит, какого вида ручная работа и сколько времени и затрат она потребовала. Одну и ту же вещь можно сделать за несколько часов, а можно и за месяц. Но даже если вещь ручной работы сделана за пару часов, это не говорит о том, что она так себе. Ведь за два часа можно нарисовать шедевральную картину или вышить бисером шикарную брошь, например.

За границей ручной труд ценится больше, и представлено там ручного труда много больше. Это давно у них повелось, и пропаганда ценности ручного труда продолжается: девочек с раннего детства приобщают ко всякого рода вышивкам, лоскутному шитью, печворку в частности, и так далее.
У нас же в Уфе и в России в целом хэндмейд в полном смысле этого слова появился не так давно. Раньше по большей части вязали. Ведь материалов для различных техник ручного искусства в продаже не было. Это сейчас многое можно купить в магазинах, а чего нет в наличии, заказать в интернете. Даже в Уфе, городе-миллионнике, с развитой инфраструктурой и большим ассортиментом магазинов не получается находить все расходники. Те же локоны для причесок или японскую ткань для платьишек приходится заказывать в интернете, рискуя, придет товар или нет, будет ли он надлежащего качества.
Тем не менее индустрия хэндмейда стремительно развивается. Спрос на ручную работу имеется, главное, не стоять на месте и творчески развиваться. Чего и хочется пожелать всем рукодельницам Башкирии в наступившем новом году.
Автор:Сокурян Екатерина
Читайте нас: