В прошлой статье я писал о мелодии, ее интонационном воздействии. Коротко: интонации в музыке позволяют нам понимать эмоциональное послание, заложенное автором. Происходит это за счет эмпатии, то есть способности отзываться чувствами на чувства.
А как воздействуют на нас ритмы?
Я писал, что в любой мелодии содержится ритм, который можно выделить из нее (мелодию можно не только пропеть, но и «простучать»). Ритм уникален тем, что может существовать сам по себе — не только без интонаций, но даже и без звучания. Попробуйте, например, в качестве простого эксперимента изобразить ритм любой мелодии легкими надавливаниями на какой-либо чувствительный участок вашего тела.
И если исследовать ритмы в музыке в чистом виде, например, слушать барабанные грувы во время соло ударника на рок-концерте — можно легко обнаружить, что на ритм в первую очередь отзывается тело. Про заводной, драйвовый ритм музыканты говорят: «Этот ритм качает».
Телесное возбуждение, возникающее в ответ на стимуляцию ритмом, носит генерализованный характер: его трудно дифференцировать, трудно определить, где конкретно в теле возникает очаг возбуждения. Есть у этого возбуждения и другая особенность: оно требует не вдумчивой рефлексии и самосозерцания, а действия, движения, танца.
И в этом отношении ритм апеллирует к нашей примитивной, биологической части: описанное выше состояние генерализованного, проживаемого всем телом возбуждения характерно для детей на очень ранних этапах развития. Их ощущения глобальны, захватывают тело целиком, а эмоциональные процессы носят аффективный характер, поскольку навык удержания, контейнирования эмоций еще не развит.
Ритм, в отличие от мелодии, не заставляет нас плакать или грустить — он порождает общее возбуждение. Мелодии же воздействуют иначе: всем знакомо щемящее тепло в груди там, где мелодия заставляет нас ностальгировать, грустить, предаваться воспоминаниям.
Эмоции, которые мы испытываем, слушая мелодии, всегда имеют в качестве истоков ситуации социального взаимодействия: песни о любви — всегда о любви к кому-то. Ритм же центрирует нас на самих себе, он всегда про нас и только про нас. Ритм рассказывает нам о теле — какое оно есть само по себе. Мелодии же рассказывают нам о том, какие мы есть с кем-то.
В этом отношении ритм в сравнении с мелодией — продукт более древний, возникший там, где первобытный человек впервые обнаружил себя в общем хаосе мироздания. А сделал он это, обнаружив границу между своим телом и окружающей средой. Любовь, ненависть, страх — все это пришло позже, когда пришли другие, со своими границами и желаниями (и ритмами).
У хороших мелодий всегда трогающий тело ритм и трогающие душу интонации; то и другое воспринимается нами в комплексе, одновременно.
Интонационная часть мелодии пробуждает эмоции, а ритмическая — добавляет в этот процесс драйва, воздействуя напрямую на тело.
Если отделить ритм от мелодии и воспринять его в чистом виде, обращая внимание на телесные реакции, мы получим возможность прикоснуться к телесной составляющей любого эмоционального процесса. А что может быть полезнее, чем узнавать, чем и как живет наше тело, пока интеллект занят делением эмоций на правильные и неправильные?