Все новости
Короче
16 Октября 2014, 13:44

Короче, каллиграфия

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Каллиграфия — искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным, четким и устойчивым почерком. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «Искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере». В наши дни каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает четкие буквенные формы. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием, поэтому возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются в начальной школе.
Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности. В давние времена люди, желающие передать графически свои мысли, высекали, вырезали письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, наконец, шариковые ручки. Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало по обыкновению то, что на определенном этапе больше удовлетворяло запросы общества.
В XVII веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывание. Только при Петре I шрифт был упрощен. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось. Спустя некоторое время обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. Оно входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро. Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорости. Стал вопрос об изменении не только шрифта, но и методов обучения письму, которое шло в отрыве от обучения чтению.
Совершенствование методов письма было связано с развитием смежных наук — педагогики, психологии, школьной гигиены, физиологии, изучающих в той или иной мере процесс письма с определенных точек зрения. В конце XIX — в начале XX века появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Современная методика считает важным условием успешного обучения каллиграфии формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей. Без появления и дальнейшего сохранения такого мотива каллиграфическая работа, даже успешная на первых этапах обучения, впоследствии окажется сведенной на нет.
Сейчас в методике русского языка наиболее актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильному письму. В последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами, а не за книгами и тетрадями. Учащиеся не разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме. А ведь письмо для поступающих в школу детей — очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля и тренировки письма. Все эти трудности носят как физиологический, так и психологический и методический характер. Поэтому при обучении детей письму должны учитываться индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
Педагог в своей деятельности должен использовать несколько методов — линейный, генетический, тактический и т.д., несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, воображаемое письмо, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Важно выяснять причины, по которым были допущены каллиграфические ошибки, и учитывать санитарно-гигиенические условия, при которых писали учащиеся. Большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приемов работы, а также мастерству и знаниям учителя.
Автор:Валеева Сумбуль Гаязовна
Читайте нас: