Граффити (от итал. graffito) — изображения, рисунки или надписи на стенах и других поверхностях. Некоторые считают, что к граффити относятся только буквы, шрифты, надписи или их имитация, однако словоупотребление этого не подтверждает, скорее всего, граффити — это любой вид уличного раскрашивания стен, чаще всего с помощью аэрозольной краски (спрей-арт).
Граффити в качестве неотъемлемой части входит в более широкое понятие стрит-арта — всё, что относится к уличному искусству. Здесь, кроме изображений на стенах, может быть все, что угодно: скульптурные композиции, арт-объекты, инсталляции, расклейка постеров, плакатов с концептуальным, художественным смыслом.
В Википедии написано, что «на 2010 год ни в одном музее мира не существует отделов коллекционирования и хранения стрит-арта». Сейчас такая коллекция уже есть: Санкт-Петербургский музей уличного искусства, на открытии которого мне довелось побывать этим летом. Он расположился на довольно большой территории Завода слоистых пластиков — работы частично находятся на улице, частично внутри полуоткрытых бывших, очевидно, цехов завода. Впечатление производит потрясающее: кроме новых работ, сюда свезены и восстановлены те, которые рискуют безвозвратно пропасть на улицах. Ведь стрит-арт может быть уязвим — в любой момент его могут, например, замазать, если рисунок нанесен без предварительного согласования с городом. В музее нашла постоянный приют работа известного московского стрит-артиста Паши-183, уже классика — «Алёнка» с шоколадной этикетки. Художник умер, не дожив до 30-ти, а работе грозило уничтожение, так как бетонная плита с рисунком упала.
У нас в Уфе многие сожалели об уничтоженном рисунке на торце дома на ул. Достоевского, который могли видеть все, кто едет на транспорте к Центральному рынку. Это тот случай, когда рисунок нанесли незаконно в ночное время, но уфимцы успели прикипеть к нему душой, и он стал очень редким у нас образцом не идеологического граффити.
К счастью, умения одного из авторов того рисунка — Артура Нурадинова — пригодились позднее, сейчас горожане могут полюбоваться уже вполне законным изображением на торце дома по улице Менделеева, 116, нанесенным в ходе реалити-шоу «Город творчества». Вместе с двумя другими молодыми художниками, Викторией Антоновой и Тимуром Уразметовым, уфимская команда создала огромный рисунок танцующей девушки в условно-национальной одежде.
Думаю, этот момент станет поворотным в истории стрит-арта в нашем городе, и администрация инициирует еще ни один проект. Ведь интерес у горожан к подобному украшательству домов и улиц большой, это стало заметно в ходе нанесения рисунка. И даже раньше, когда один за другим стали появляться заметные граффити-работы: Гагарин на ул. Гагарина, мать и дитя на ул. Мушникова, фрагмент картины Михаила Нестерова на ул.Чернышевского. Сейчас на стене дома планируется воспроизвести графическую работу умершего графика Алексея Королевского, и это прекрасная идея! Имена тех, кто в Уфе работает в этом жанре, на слуху: Олег Кайбышев, Паша Знаг, Александр Кайдалов. Город ждет новых работ!