Решил рассказать читателям — сколько леса осталось в Башкирии, не злоупотребляя большим количеством цифр.
Общая площадь земель лесного фонда составляет более 63 тысяч квадратных километров (почти 44 процента территории республики). Общий запас древесины — более 700 миллионов кубических метров. В среднем по республике на одного человека приходится более 1,5 гектаров лесной площади. Цифры внушительные.
Однако хочу напомнить, что до середины XIX века леса занимали 70 процентов площади республики, причем в их составе преобладали хвойные (сосновые и лиственничные) и ценные твердолиственные породы. Но из-за активной вырубки леса в период индустриализации страны количество лесов сократилось почти вдвое.
По занимаемой площади преобладающие лесные породы распределены примерно следующим образом — береза (24,9 процента), липа (19,1), осина и другие тополя (13,7), сосна (13,6), дуб (4,8), ель и пихта (5,5), клен (2,8), ольха (4,1), ильмовые (0,8), лиственница (0,8 процента). Состав насаждений сложный, иногда состоит из пяти-семи пород.
Хвойные породы сосредоточены в горных районах республики: в нижней части гор хвойные леса формируются сосной, в верхней — елью, под пологом которой развивается пышный зеленый покров из таежных растений. Областью наибольшего распространения сосновых лесов являются центральные хребты Башкирского Урала, где сосредоточено 70 процентов сосняков. Островные сосновые леса характерны для Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Большие площади сосняков находятся на северо-западе республики в Дюртюлинском и Краснокамском районах (правда, они сильно пострадали в результате ураганов в мае-июне 2007 года), значительные их площади сохранились на Уфимском плато и в Месягутовской лесостепи.
По возрастному составу наблюдается тенденция к старению лесов: молодняки занимают почти 18% лесопокрытой площади, средневозрастные составляют 27 процентов, приспевающие – 15 процентов, спелые и перестойные – 40 процентов.
Основными факторами, оказывающими негативное воздействие на состояние лесов, являются рубка, выпас скота, сенокошение, а также промышленное и сельскохозяйственное загрязнение. Многие лесные массивы пересекаются большим количеством трубопроводных магистралей, аварии на которых приводят к загрязнению нефтепродуктами больших площадей.
Основным содержателем лесного фонда у нас является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан. Его структура включает 31 территориальный отдел по лесничествам, на которые возложены функции по осуществлению государственного лесного контроля и надзора непосредственно на закрепленных участках лесного фонда, 31 государственное учреждение – лесничество, состоящие из 242 участковых лесничеств, 24 государственных унитарных предприятия, осуществляющих лесохозяйственные мероприятия в лесах. Численность работников лесного хозяйства составляет 3,5 тысячи человек. Последняя цифра значительно меньше, чем в советские времена, но не катастрофически. Катастрофой является то, что раньше по статусу это были сотрудники государственной лесной охраны, каждый из которых был ответственен за определённую территорию, а сейчас это обычные работники, ведущие какую-то работу и, практически, не отвечающие за сохранность лесов.
Практика (ведомственной статистикой, естественно, не подтверждаемая) показывает, что ликвидация лесников привела к ухудшению состояния лесов. Особую тревогу вызывает состояние лесов вблизи населённых пунктов. Наблюдаются массовое загрязнение лесов, самовольные рубки, нерегулируемый выпас скота, использование лесов под хозяйственные нужды. Количеству самовольных порубов способствует также и бюрократизация процесса выписки документов, разрешающих рубку для хозяйственных нужд местному населению. Раньше, чтобы заготовить дрова сельским жителям, было достаточно обратиться к леснику. Сейчас это стало громоздкой системой, многие люди не знают, к кому обращаться.
Как видно из приведённых выше цифр, более 60 процентов территории покрыто малоценными для нынешнего лесозаготовителя и местного населения лесными породами. А с учётом возраста лесов, пригодная для использования ими лесосека и того меньше. Но в то же время, растёт площадь своевременно не вырубленных лесов, а не вырубаемые леса стареют. Они становятся ещё более непригодными для пользования. В этом отношении сотрудничество республики с группой компаний «Kronospan», несомненно, является спасением. С появлением нового завода исчезнет такое понятие, как малоценный лес. Любой вид лесов станет пригоден для дальнейшей переработки. До сих пор промышленность использовала в дело около половины деловой древесины, остальное шло в отходы. А ведь часть лесов заполнена так называемой дровяной древесиной, потребность в которой уменьшается из-за газификации населённых пунктов. С появлением предприятия группы компаний «Kronospan» ситуация должна резко измениться. Понимаю, что мои рассуждения вызовут негативный всплеск эмоций со стороны противников постройки предприятия, но завод нужен. И чем быстрее, тем лучше. Можно, конечно, спорить о том, где его строить. Но место выбрано, доступное для транспортировки из большинства районов без заезда в Уфу. Вопрос лишь со стороны Бирской трассы, но я читал, что проектируется объездная дорога и для этой магистрали.