В Башкирии есть целое село, в котором живут чайники. Оказывается, такое необычное и странное прозвище давным-давно получили жители Байков Караидельского района. Об этом «Электрогазете» рассказала жительница села Ирина Пушкарева, которая семь лет назад всерьез увлеклась коллекционированием… чайников.
— Раньше в деревнях-селах было принято придумывать прозвища, — отмечает наша собеседница. — Вот как раз жителей Байков все в округе называли чайниками. Существует несколько версий, почему именно так их прозвали. По одной из версий, на родник жители села ходили не с ведрами, а с чайниками. По другой — так как село было торговое и в нем жило много зажиточных купцов — рядом проходил старый сибирский тракт — в Байках было открыто более 30 чайных. История села очень интересная. Есть в Байках свой краеведческий музей.
Ирина, профессиональный педагог, всю жизнь была городским жителем — родилась в Уфе, жила в Благовещенске. Но семь лет назад поняла, что очень устала от бесконечной суеты. Вместе с мужем Николаем они перебрались за город. Своим новым местом обитания как раз и выбрали старинное село Байки, расположенное в живописном местечке среди гор. Именно здесь Ирина и увлеклась коллекционированием чайников.
— Тяга к собирательству у меня в крови, — отмечает Ирина. — В детстве я коллекционировала открытки с розами. Собрала больше двух тысяч штук. Я их очень любила, постоянно перебирала, с детьми мы их пересматривали. Я не люблю, когда коллекция хранится где-то в чулане. Мне нужно, чтобы она всегда была перед глазами. Когда дети выросли, я поняла, что не хочу больше перебирать открытки. И тогда я ими обклеила кухню. Получилась целая стена из роз — было очень красиво. Но со временем открытки выцвели, пришлось их убрать. Помимо открыток, были у меня и другие коллекции.
— Когда мы переехали в Байки, у меня появился сад-огород, за которым нужно ухаживать, — продолжает коллекционер. — Мне хотелось, чтобы в саду было красиво, и я решила сделать композицию из чайников — подвесить их, чтобы они на ветру раскачивались, звенели. Кинула клич по родственникам-знакомым, собралось около 20 чайников. Я их расставила дома на полочке и поняла, что они мне очень нравятся, и в огород я их выставить не готова.
Ирина отметила, что изначально приняла решение не вкладывать в свою коллекцию деньги — ни в коем случае не покупать чайники:
— Так как я еще и шью — в свое время окончила курсы кройки и шитья (сейчас Ирина преподает в воскресной школе при местной церкви — учит девочек шить — прим. авт.) — я обменивала свои изделия на чайники. Кто-то просто так их мне отдавал. Коллекция потихоньку пополнялась. А потом меня закрутило так, что два года я вообще не могла остановиться — все накопленные деньги спустила на чайники. Когда вспоминаю, сколько за эти два года я потратила, становится страшно.
— Потом, конечно, я немного успокоилась и начала рационально подходить к делу. Познакомилась в интернете с коллекционерами из других городов и стран, обменивалась с ними. Так у меня появились чайники из Израиля, Бельгии, Китая, Кореи, Японии, Англии, Белоруссии, Украины. Есть чайники советского периода, произведенные в ГДР и Чехословакии. Года два назад и обмениваться я прекратила. На пересылку тоже много денег уходит, и усилий много. Теперь ищу чайники где-то поблизости, через знакомых.
Самый дорогой чайник в свою коллекцию Ирина приобрела за 2,5 тысячи рублей.
Говорит, что попадались ей и более дорогие экземпляры, но приобрести их она не могла себе позволить. А самый старинный чайник в коллекции датируется 1924 годом.
Сейчас в Ирининой коллекции насчитывается почти тысяча чайников:
— Если раньше я собирала любые чайники, то сейчас я подхожу к вопросу избирательно. Хочется, чтобы в коллекции присутствовали чайники, изготовленные на разных заводах, имеющие разное клеймо. В приоритете не современные, а старые изделия, советской эпохи.
Сейчас в моей коллекции нет ни одного повторяющегося экземпляра — все разные.
По форме и рисунку чайника Ирина может определить, на каком заводе он был изготовлен, в каком году:
— Фарфор у меня в приоритете. Керамические чайники тоже есть, но они стоят отдельно. Недавно я познакомилась с женщиной из Омска, которая как раз собирает керамические чайники. Мы с ней решили поменяться.
Больше всего Ирине импонируют чайники, изготовленные на Сысертском заводе художественного фарфора в Свердловской области:
— Я побывала на этом заводе, увидела весь процесс производства, даже самостоятельно расписала чайник, при том, что я совершенно не умею рисовать.
Значительную часть моей коллекции сейчас занимают сысертские чайники. Также в моей коллекции много чайников, изготовленных на Туймазинском заводе, который в свое время, к сожалению, закрыли.
Ирина ведет учет чайников — информацию о каждом экземпляре коллекции записывает в специальную книгу.
В дальнейшем планирует создать картотеку с фотографиями, детальным описанием, как в настоящем музее.
— Не знаю, для чего мне это надо, но учет веду, — шутит Ирина. — Многие, конечно, меня не понимают, спрашивают, для чего мне нужны эти чайники. И чего только я за эти семь лет не слышала в свой адрес… Наверное, в том, что я начала собирать чайники именно в Байках, есть какое-то провидение. Иногда говорю себе: «Ирина, у тебя уже много чайников, хватит», сама с этим соглашаюсь. Но хватает меня до очередного понравившегося чайника. На каждый праздник мне все дарят чайники. Бывают и повторы. Как правило, я их обмениваю. Продавать рука не поднимается.
Если Ирине попадаются чайники с различными дефектами, реставрировать их ей помогает племянница. Бывает, что в коллекцию попадают чайники без крышечек или наоборот. Ирина находит им подходящую пару. Есть у коллекционера свой талисман — миниатюрный чайничек, который она постоянно носит в сумке. Говорит, что он приносит ей удачу.
Муж Николай выделил для Ирины целую комнату для чайников — они называют ее чайная.
Получился настоящий домашний музей:
— Комната расположена на летней веранде, и зимой в ней холодно. Но летом я в этой комнате живу. У меня там кровать стоит. Просыпаюсь утром, вокруг красота! Первое время я чайники пересчитывала. Сейчас все не пересчитаешь. Я люблю, чтобы все чайники были на виду. Если чайник стоит где-то на задворках, меня это задевает. Я стараюсь найти ему место.
Есть у Ирины в коллекции несколько самоваров и кофейников.
Есть редкие экземпляры чайников. Ухаживать за экспонатами становится все сложнее:
— Времени, конечно, много уходит. Каждый чайник нужно протереть, на них же пыль садится. Если бы они у меня были под стеклом, другое дело. Но это очень затратно. Муж уже за сердце хватается, когда я заикаюсь о новой полочке для чайников. Мне тут советуют настоящий музей открыть. Даже глава района собирается приехать, обсудить этот вопрос. Пока не знаю, что из этого получится. Куда-то перевозить свою коллекцию мне не хочется. Мне нужно, чтобы чайники всегда у меня перед глазами были. Я на них смотрю, и душа радуется. Муж предлагает оборудовать под это дело гараж — у нас он двухэтажный, второй пока пустует — там 50 квадратных метров. Если только так. Еще я планирую открыть домашний музей советского быта. Уже все продумала, экспонаты все у меня есть, осталось оформить помещение. Сохранилась у меня одежда тех времен, школьная форма, бытовая техника, игрушки, открытки, посуда, елочные украшения, предметы быта, ажурные салфетки и покрывала. Думаю, получится интересная экспозиция. Я по своим внукам замечаю, как им это все интересно. Они без ума от старых игрушек. У меня есть собачка 60-х годов, так они ее из рук не выпускают, когда в гости приезжают.
Побывав в домашнем музее Ирины Пушкаревой, я осталась под впечатлением от увиденного. Музей сделан с невероятным теплом и любовью. Продуман каждый уголок.
Каждая полочка декорирована кружевными салфетками, цветами. На одной из стен представлена небольшая коллекция часов, которые собрал муж Николай, тоже в душе коллекционер.
Ирина всегда рада гостям и нас приняла с радушием. Угостила чаем собственного производства. Летом она сама собирает цветы и травы, сушит их и хранит такой чай по всем правилам в холщовых мешках. Очень приятный и необычный вкус! Естественно, чай Ирина заваривает в фарфоровом чайнике:
— Раньше у меня была традиция — чтобы приучить чайник к дому, я в каждом новом экземпляре своей коллекции заваривала чай. Но когда чайников стало очень много, это стало затруднительно. Так что сейчас многие чайники стоят совершенно новые, не прошедшие термическую обработку. Также я перестала верить в примету о том, что дома нельзя хранить треснувшую посуду. У меня в коллекции столько чайников с трещинами, но я их так люблю!
Если будете проездом в Караидельском районе, обязательно побывайте в Байках — в музее Ирины Пушкаревой. Ее дом в селе все знают, дорогу подскажут. Я уверена, что каждый встретит в ее коллекции знакомый чайник.
Я нашла свой, который мне бабуля подарила. Столько радости, не передать словами!