Уфимка Елена Маликова собирает мебель в стиле Mid-century. Сегодня мы беседуем с коллекционером о её хобби.
— Как вы пришли к своему увлечению?
— Я работаю в рекламном агентстве креативным директором. Но в какой-то момент я поняла, что хочу заниматься еще чем-то кроме работы. И пришла к интерьерам, к моде. Дизайн интерьеров — это хобби, я делаю интерьеры на заказ, и когда очередь дошла до моей квартиры, я очень долго продумывала, в каком стиле мне бы хотелось ежедневно находиться. В результате пришла к пониманию, что мне хочется минимализма и в то же время какой-то большой истории у себя дома. Чтобы, приходя, я в каждой вещи видела уникальность, чтобы приятно было на нее смотреть, дотрагиваться до нее. Когда ты занимаешься интерьерами и продумываешь все детали вокруг, то понимаешь, насколько важно, чтобы в квартире — твоей или твоего клиента — появилось что-то особенное, что он мог бы передавать по наследству своим потомкам.
А мебель, особенно деревянная, прекрасно соответствует этим целям. Первый стул я отреставрировала десять лет назад, когда покупала свою первую квартиру, в которой прежние хозяева оставили часть мебели. Тогда я поняла, что когда ты берешь предмет, снимаешь с него старую краску, то под ней может оказаться очень ценная порода дерева. На него становится приятно смотреть, приятно его трогать, от него идет тепло. Но серьезное увлечение мебелью началось внезапно, я думаю, года три назад. И я стала собирать мебель в стиле Mid-century. Он сейчас достаточно популярен и постепенно завоевывает Россию. Это стиль 50-60-х годов прошлого века.
— В квартирах у бабушек, дедушек, на дачах, куда вывозят старую мебель, на сайте по продажам различных вещей, в домах, которые подлежат сносу. Одним словом, везде, где есть старые вещи, в которых можно увидеть эпоху, которые можно отреставрировать.
— Какие экспонаты у вас есть?
— У меня есть сервант производства ГДР примерно середины 50-х годов прошлого века, он в идеальном состоянии. Я приобрела его совсем недавно, и пока он стоит у меня в офисе.
У меня есть кресла 50-х годов, которые я нашла случайно на интернет-сайте. После смены обивки они прекрасно вписались в мой интерьер.
В интернете же я нашла два венских стула начала XX века. Есть обеденный стол прапрабабушки моего мужа. Мы нашли его случайно на даче, он собран без единого гвоздя и находится в прекрасном состоянии. Но его много-много раз красили половой краской, и мне пришлось довольно долго его восстанавливать, снимать все эти слои краски, чтобы привести его в порядок.
Бывший стул для пианино сейчас отлично выполняет роль подставки для кашпо. Кроме того, в квартире есть стилизованные вещи из старых досок. Тумбу под раковину я бы не назвала совсем древней мебелью, это, скорее, очень старая доска, которая в сочетании с современными материалами получила вторую жизнь.
Есть фальш-камин из старых досок.
— Реставрируете мебель вы сами?
— Нет, есть мастер, который выполняет для меня работы. У него своя мастерская, я объясняю ему, что нужно сделать из старых досок, делаю рисунок, а он потом все это изготавливает в соответствии с моими желаниями.
Мне очень странно, когда я вижу, к примеру, старинный буфет из массива дуба, выброшенный на помойку. Я не могу пройти мимо, я обязательно это забираю и отвожу к себе в гараж. Если я чувствую, что могу встроить эту вещь в интерьер, то через два-три-четыре месяца она покидает гараж. Если нет, то вещь остается там дольше.
— Каким вы видите ваше будущее?
— В идеале мне бы хотелось стать более продвинутым коллекционером.
Но, видимо, это уже не российская история. Моя работа дает мне возможность путешествовать, и это провоцирует увлечение старинными вещами. Когда я бываю за границей, я всегда хожу на блошиные рынки, гаражные распродажи, где можно найти что-то интересное. В этом отношении люблю Бельгию, Францию, Данию, иногда в Италии хожу на распродажи. Приобретаю мелкие предметы — ложки, чашки, брошки, статуэтки, люстры, которые не облагаются пошлиной. Прекрасно, когда можно прийти в музей, например, в Лувр, и увидеть в каждой статуе, в каждом полотне историю, предположить, как люди жили раньше.
Мебель из-за границы я пока не привожу. Если заниматься мебелью, то нужно делать это в промышленных масштабах. Для увлечения это дорого стоит.