Сегодня «ОЭГ» беседует с уникальным человеком – преподавателем истории уфимской средней школы № 29 Виталием Полосиным. На протяжении последних десяти лет он с ребятами-школьниками занимается историческими исследованиями, начиная с эпохи палеолита и заканчивая Второй мировой войной. За эти годы проведено 12 археологических экспедиций по Республике Башкортостан, ребята участвовали в археологическом эксперименте в пещере Шульган-Таш. Кроме того, в межсезонье они занимаются военно-исторической реконструкцией, проводят открытые мероприятия внутри школы, уроки с элементами реконструкции. Летом 2011 года Виталий Полосин получил приглашение от уфимского клуба «Северные амуры» выехать с ребятами на реконструкцию смоленского сражения 1812 года, в котором участвовали башкирские конники, в частности, первый башкирский полк.
- Как известно из истории, сначала, в августе 1812 года, была битва под Смоленском, и лишь потом, 7 сентября по новому стилю, состоялось Бородинское сражение, - рассказывает Виталий Тихонович. – Поэтому в первых числах августа мы были под Смоленском. Одно дело, когда ребята узнают о событиях со слов учителя, или даже читают книги или смотрят фильмы. И совсем другое – когда они своими глазами видят, как люди, одетые в форму тех времен, участвуют в баталиях. Это неописуемое зрелище!
Там были люди со всех уголков России, начиная от Калининграда и заканчивая Камчаткой. Приезжали и из зарубежья, как ближнего, так и дальнего. Они представляли самые разные подразделения эпохи Отечественной войны 1812 года. Причем, как наших, так и французских войск.
К сожалению, мы с ребятами не были униформированы – то есть, у нас не было формы тех времен, имея которую, можно принимать участие в реконструкции. Поэтому мы жили в лагере для туристов и были просто зрителями.
Мы видели битву под деревней Лубино на Валукиной горе. Была реконструирована старая смоленская дорога, гремели взрывы, звучали ружейные залпы, французы и русские сошлись в рукопашной схватке.
Потом, в присутствии военного атташе Франции состоялось перезахоронение двух солдат – французского и вестфальского. Как известно, на стороне Наполеона воевали представители всех стран, оккупированных французской армией – поляки, немцы, итальянцы. Но как сейчас узнать, кому именно принадлежат останки? Узнают по пуговицам. В те годы на мундиры каждого воинского подразделения нашивались пуговицы с эмблемой этого подразделения и с цифрой, указывающей номер полка.
После Смоленска Виталий Полосин получил приглашение поехать на реконструкцию Бородинского сражения. Уже от другого военно-исторического клуба - Уфимского пехотного полка. Клубом руководит кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии и источниковедения БГУ Рамиль Рахимов.
- Участвовать в Бородинском сражении мы отправились в начале сентября, - продолжает рассказ Виталий Тихонович. - Народу было раза в два больше, чем под Смоленском – около тысячи участников и более тысячи туристов. Мы были уже униформированы – нам подобрали форму. Но поскольку мы были новичками, то в баталиях не участвовали – сидели на vip-местах на зрительской трибуне. Впечатления остались самые красочные. Узнали много нового. В этом сражении участвовал уфимский пехотный полк, почти полностью сформированный из русского населения нашего края. Практически все воины этого полка погибли. Мы увидели – какая тактика применялась при ведении боевых действий. Чтобы один раз выстрелить из кремневого ружья, нужно было затратить три-четыре минуты. Солдат должен был положить порох, засунуть пулю, положить пыж, подсыпать еще пороху на полочку ружья, нажать на курок. При этом не было никакой гарантии, что кремний выбьет искру, порох воспламенится и выстрел произойдет. А в сырую погоду, туман или дождь выстрела точно не будет.
В атаку двигались шеренгами плечом к плечу друг с другом с выставленными вперед ружьями с примкнутыми штыками. Сделала залп одна шеренга, выходит другая. Впереди шел командир со шпагой. Если кто-то падал, следовала команда: «Сомкнуть ряды! В землю не смотреть!» Люди смотрели в глаза смерти. Сходились в рукопашной. Бойня была страшной. Потери были огромны – 40 тысяч со стороны русской армии и также около 40 тысяч со стороны французов.
После сражения русская армия продолжила отступление к Москве. И нигде ранее в литературе мы не встречали сведения – а что же стало с погибшими? Ведь после сражения остались десятки тысяч трупов не только людей, но и лошадей. Во избежание эпидемии местные жители крючками, баграми стаскивали погибших в овраги и зарывали их, не разбираясь – где наш воин, а где – французский. Но до холодов всех захоронить не успели. Продолжили в марте. Но к этому времени правительство стало доплачивать местному населению за захоронение мертвых, опасаясь эпидемии в стране.
Побывав на этих военно-исторических реконструкциях, Виталий Полосин с ребятами решили провести научно-исследовательскую работу под названием «Вклад народов Южного Урала в победу в Отечественной войне 1812 года». Всю зиму готовилась работа. И в конце марта 2012 года они отправились в Москву на Всероссийский конкурс талантливой молодежи «Национальное достояние России». По итогам конкурса учащийся девятого класса уфимской средней школы № 29 Айрат Халиков был удостоен диплома третьей степени.
На этот конкурс Виталий Полосин уже четыре раза возил учащихся, которые становились победителями и призерами. Его знают по всей России – от Красноярска до Санкт-Петербурга и признают высокий уровень подготовки конкурсантов. Он уже дважды удостаивался золотого креста «Национальное достояние России» за подготовку победителей конкурса.
На предстоящие лето и осень, когда в России очень масштабно будет праздноваться 200-летие Бородинской битвы, у Виталия Полосина и его воспитанников большие планы. Они собираются на Бородинскую реконструкцию, уже выделен транспорт. Сейчас идет подготовка формы, шьются шатровые палатки белого цвета, которые использовались в те годы русскими солдатами. Поездка на Смоленскую реконструкцию тоже планируется. Уже получено приглашение от ее руководителей. Но пока остается открытым вопрос – будет ли выделен от республики транспорт.