Депутаты Госдумы решили защитить от «черных риэлторов» детей-сирот, имеющих право на получение отдельного жилья. Несколько дней назад ими был принят соответствующий законопроект. В Уфе под надежным «крылом» нового закона окажутся примерно 120 человек. На примере этого города и рассмотрим суть идеи.
Проблема обеспечения сирот жильем была в столице Башкирии, в общем-то, всегда. В 2007 году ее удалось практически полностью решить – сиротам было выделено сразу 67 квартир. Но время не стоит на месте, и сейчас таких нуждающихся накопилось уже примерно 120 человек. Эти данные на днях озвучил депутат Госдумы Павел Качкаев. Он в течение многих лет был главой городской администрации и хорошо знаком с положением дел в Уфе.
В прошлом году город три раза проводил конкурсы на строительство жилья для сирот. Но ни одна строительная компания не заинтересовалась данным предложением. Связано это, очевидно, с тем, что стоимость такого жилья рассчитывается по федеральным нормативам. И эти расценки, видимо, просто не выгодны строителям, работающим в Уфе.
Возникает вопрос: где же жить несчастным сиротам? И это лишь одна сторона проблемы. Есть и другие. Вот, например, по действующему законодательству, сирота, достигнув возраста 23 лет, автоматически снимается с очереди на жилье. Иными словами, молодой человек может прождать положенную ему квартиру в течение 10 лет, а потом попросту остаться ни с чем. Ну, где тут справедливость?
А вот еще и третья сторона проблемы. Даже те квартиры, которые выделяются сиротам, не всегда им в конечном счете достаются. Павел Качкаев привел в пример судьбу тех 67 квартир, которые были в 2007 году выделены уфимским сиротам. Не сказать, что эта тенденция имеет массовый характер, но, тем не менее, ряд сирот были очень быстро обмануты нечистыми на руку риэлторами. В итоге квартиры проданы и оформлены на посторонних лиц, а дети оказались где-нибудь в полуразвалившихся деревенских домах, а то и вовсе на улице.
И стоит ли удивляться такому повороту событий в обществе, где обман и несправедливость стали, к сожалению, нормой? Сироты (те, до которых все-таки доходит очередь) получают жилье в 18 лет, а в некоторых случаях и раньше. Ну, сложно ли опытному риэлтору обвести вокруг пальца «желторотого» подростка? Вот и получается, что даже те сироты, которые получили долгожданные квартиры, зачастую остаются с носом. А где жить человеку, не имеющему ни квартиры, ни родных? Выбор невелик: вокзалы, подвалы, чердаки…
Вот для того, чтобы избежать такого трагического поворота событий в и без того поломанных сиротских судьбах, депутаты и решили внести соответствующие поправки в законодательство. Решено во всех регионах создать специализированные жилищные фонды. Квартиры или дома будут предоставляться сиротам из таких фондов на пять лет по срочному договору найма. Впоследствии такой договор можно продлить еще на аналогичный срок. Иначе говоря, молодой сирота может целых 10 лет жить в квартире, не имея на нее пока что прав. Депутаты считают, что этого времени достаточно для того, чтобы молодежь немного «оперилась», набралась жизненного опыта. Тогда квартиры сирот уже не будут такой легкой добычей для мошенников.
Когда срок найма жилья истечет, сирота, если он согласен в нем жить, может оформить его в собственность, либо претендовать на другую квартиру.
Справедливость будет установлена и в отношении тех, кто достиг 23 лет. Такие сироты больше не будут сниматься с очереди, они будут стоять в ней до тех пор, пока не получат свои квартиры.
Свои полномочия по созданию фондов социального жилья для сирот регионы смогут передавать муниципалитетам. Таким образом, фонды будут как региональными, так и муниципальными, и получать жилье дети смогут в любом из населенных пунктов своего региона. Вот только в проекте закона никак не защищено право ребенка получить жилье там, где он привык жить. Сказано только, что место предоставления жилья определяется, исходя из интересов несовершеннолетнего и возможностей региона. А если эти возможности и интересы придут в противоречие между собой, и сирота, выросший в Уфе, получит дом где-нибудь в Акъяре? Здесь-то и кроется одно из слабых мест законопроекта.
Но даже при таком своем несовершенстве, сама идея защитить сирот от беспредела мошенников, хороша. Кстати, додуматься до нее депутаты могли бы и пораньше, ведь факты обмана не только молодых сирот, но даже умудренных жизнью взрослых граждан, давно уже получили распространение на территории практически всей страны.
Законопроект поддержан Госдумой во всех трех чтениях. А 22 февраля он был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту страны. Успеет ли Дмитрий Медведев поставить свою подпись в защиту несчастных сирот? Или, может быть, этим добрым делом народу запомнится уже кто-то другой?