Наконец-то! Сбылась моя детская мечта! Сбылся сон, который снился всю жизнь. Будто, я - птица и парю свободно в небе над землей…
Накануне мы с фотокорреспондентом «Общественной электронной газеты» Андреем Старостиным побывали на летном поле близ деревни Первушино и полетали на сверхлегком трехместном самолете «Бекас-2». Это был полный восторг! Мы разбежались по зеленому полю, причем, трясло как на плохой дороге, и вдруг стремительно взмыли в небо. Мое сердце ушло куда-то вниз в направлении пяток. За штурвалом был один из самых опытных в Башкирии пилотов сверхлегких самолетов ИгорьЧерепанов. Вместе с нами взлетел еще один джет. Им управлял Сергей Минигулов, руководитель АНО «Уфимский учебно-методический центр малой авиации». Чувствовалось, что и Сергей - просто ас своего дела. Пилоты переговаривались между собой, откликаясь на позывной «Гусар». Они гусарили от души. То взмывали вверх свечкой, то делали крутые виражи и развороты, то тормозили и зависали, то отрабатывали синхронное движение… Я только тихо повизгивала от страха. Андрей же мужественно занимался своим делом, то есть фотографировал. Мы кружили над бархатными изумрудными полями, над рекой Белой, над автомобильным мостом, над автотрассой, где произошло ДТП. Ощущения были непередаваемые!
Именно на людей, любящих приключения и острые ощущения, связанные с усиленным выбросом адреналина, и рассчитывает в первую очередь частная малая авиация. С недавнего времени она начала бурно развиваться и у нас в республике. Уфа сегодня входит в пятерку крупных российских городов, где частная и деловая малая авиации развита наиболее полно.
Можно сказать, что мы присутствовали буквально на открытии первого частного аэродрома в Башкирии. Что он из себя представляет? 117 гектаров земли, рядом с деревушкой Первушино, размеченной палочками-вешками. Деревянная будка 1,5 на два метра, два стула и стол. За землю еще пока идут бои местного значения, приезжает милиция, ведутся бурные разборки. Но к аэродрому уже подтягивается электрический кабель. После встречи Сергея Минигулова с Президентом Башкирии Рустэмом Хамитовым, частная малая авиация получила поддержку на правительственном уровне и даже были выделены деньги из бюджета для электрификации аэродрома. Все остальное делается на частные средства. Я увидела на летном поле четыре сверхлегких самолета (весом до 500 килограммов). Два белых клубных «Бекаса» и два частных самолета. Один американский синий «Скай-рейнджер», а другой и вовсе стилизован под самолет времен Первой мировой войны с карточными крестами на хвосте и крыльях. Словом, полная экзотика!
Но не только ради приключений, экзотики, воздушных прогулок и свадебных полетов нужна сегодня малая частная авиация. График участия джетов в различных показательных выступлениях на праздниках и предстоящих сабантуях расписан на месяц вперед. Частная малая авиация может быть мобильным средством передвижения для деловых людей, которые, кстати, имеют возможность сегодня приобретать сверхлегкие самолеты в собственность и свободно летать на них в пределах республики. Стоит такой самолет, как хорошая дорогая иномарка. Здесь же, в первой летной уфимской школе можно пройти обучение у сертифицированных пилотов и начать летать самостоятельно. Причем, возраст не помеха. Директор аэродрома в Первушино, Сергей Полторацкий, например, впервые сел за штурвал самолета в 54 года. И научился летать.
Есть масса областей, где деловая малая авиация может найти применение. Патрулирование лесов во время пожароопасного сезона. Охрана лесов от незаконных вырубок. Патрулирование дорог. Химическая обработка полей. Доставка грузов и пассажиров в труднодоступные места.
Сергей Минигулов рассказал, что взлетной и посадочной полосой для сверхлегких самолетов может быть даже автомобильная дорога, обычная поляна или луг. Такие самолеты могут летать и зимой, и летом.
Перспективы развития деловой частной малой авиации у нас в республике есть, и неплохие. В республике производятся малотоннажные самолеты «Птенец». Уже есть договоренность о производстве других сверхлегких самолетов в Уфе, детали которых будут поставляться из Италии, а собираться они будут в Нижегородке.
Уже сегодня в республике есть 20 владельцев личных самолетов, 40-50 человек имеют собственные мотодельтапланы и около 200 - владельцы парапланов. Людей, мечтающих о свободных полетах в небесах, становится у нас в Башкирии все больше и больше!
Словом, с развитием деловой малой частной сверхлегкой авиации у нас в республике более или менее все понятно. У нее есть перспективы, есть поддержка на самом высоком уровне.
А вот с пассажирской малой авиацией пока не все понятно. Помните, в советские времена из Уфы можно было долететь практически в любой малый город, в любой районный центр. Даже в Бурзян.
Сейчас местных воздушных линий раз-два и обчелся. Разве что в Сибае открылся недавно аэропорт. Да и то самолеты оттуда летают полупустые. Нерентабельно.
Один из руководителей Госкомитета Башкортостана по транспорту и дорожному хозяйству Андрей Быковский пояснил:
- Пока идет мониторинг этой проблемы, и ничего определенного о перспективах развития пассажирской малой авиации у нас в республике сказать не могу. Если билет в один конец будет стоить шесть-семь тысяч, то вряд ли кто будет летать. А опускать цены ниже - для нас нерентабельно.
В целом, вокруг вопроса возрождения местных авиалиний царит пока некая неопределенность. Одно ясно, и это мнение четко выразил Андрей Быковский:
- Того, что было раньше, уже точно не будет. В полном объеме малая пассажирская авиация у нас в республике может возродиться только при поддержке федерального бюджета. Пока же малая авиация осталась у нас в России только в районах крайнего Севера, где нет других возможностей передвижения."
Выяснился и еще один существенный момент. Для возрождения малой авиации нужно наладить производство малотоннажных самолетов. А все "Аннушки", которые использовались раньше на местных авиалиниях, в условиях рынка не рентабельны. И нового массового серийного производства маломестных самолетов пока в стране нет.
До компании «Аркаим», как раз-таки созданной для развития малой деловой и пассажирской авиации в Башкирии, я так и не смогла достучаться. Звонила полторы недели, чтобы поговорить с ее директором, да так и не получилось. Николай Одегов, по словам сотрудников, был вечно занят или отсутствовал.
И лишь недавно я поняла, почему Одегов не хочет общаться с прессой. Ситуацию разъяснил бывший директор авиакомпании БАЛ Ринат Баембитов, с которым я познакомилась на днях.
Ринат Мухаметович рассказал, что Башкирия – единственная республика в России, которая не имеет собственной авиакомпании. Все здесь принадлежит авиакомпании UTair. От 174 единиц техники, которые числились на балансе башкирской авиакомпании БАЛ в 90-е годы прошлого века, сегодня не осталось практически ничего. И это несмотря на то, что Уфа обладает уникальной взлетно-посадочной полосой длиной в пять километров, на которую может сесть любое воздушной судно мира, вплоть до «Шатла».
- Таких взлетных полос в России всего три,- рассказал далее бывший директор авиакомпании. - И это совершенно немыслимо, - продолжил он, - что у нас при таких возможностях нет собственной авиакомпании и нет собственной малой авиации. Для ее возрождения сегодня нужны только желание и политическая воля нашего Президента. Я уже сегодня могу бесплатно привезти в республику пять четырехместных самолетов «Як-18». Могу привлечь для обучения пилотов-любителей квалифицированных сертифицированных летчиков. Есть договоренности с Бугурусланским летным училищем. На его базе в Уфе можно организовать подготовку не только пилотов-любителей, но и первичную подготовку летчиков для перевозки авиапассажиров, восстановление пилотного свидетельства. Причем на «ЯК-18» свидетельство выдается на пять лет и не требует ежегодного повторного сертифицирования, как на другие сверхлегкие самолеты.
- Более того,- продолжил Ринат Баембитов, - у меня есть конкретные договоренности с казахской авиакомпанией «Скайт», она готова влиться в нашу авиакомпанию «Аркаим» и начать регулярные полеты в Алма-Ату, Бишкек, Ташкент и другие города Азии.
Причем, эти полеты не будут загружать международный аэропорт в Уфе, потому что могут совершаться через международный аэропорт в Орске, где самолеты будут проходить таможенный досмотр, а в Уфе приземляться уже на обычную, а не на международную полосу.
- Самое главное,- сказал Ринат Мухаметович, - для возрождения малой пассажирской и деловой авиации в республике нам не надо никаких денежных средств. Все, что мы просим – это аренда места в аэропорту «Уфа» под стоянку самолетов, аренда двух комнат в гостинице аэропорта, аренда одного склада, который пока пустует.
Существенно и то, что, по словам Баембитова, при таком варианте развития малой авиации в республике перевозки на местных авиалиниях могут стать доступными для населения.
Что же мешает? - спросит читатель. Мешает то, что пока Ринат Мухаметович не может достучаться до администрации Президента и донести свои деловые предложения, столь нужные для развития малой авиации в республике, до внимания Рустэма Хамитова, от чьей политической воли и зависит дальнейшее развитие этого вида транспорта в Башкирии.
Надеюсь, что данная публикация поможет в этом…