В уфимском Парке Победы мемориальный комплекс, посвященный морякам Башкортостана, погибшим в мирное время, превратился в помойку. Внутри рубки атомной подводной лодки, установленной на окраине парка неподалеку от бассейна «Нефтяник», валяются окурки, банки из-под пива, пустые пластиковые бутылки и прочий мусор. Запах там стоит отвратительный, такое ощущение, что там бомжи ночуют и нужду справляют… А неподалеку возле забора и вовсе собралась огромная куча мусора, который убирать никто не спешит.
Мемориальный комплекс, посвященный морякам Башкортостана, начали строить в Парке Победы в 2012 году. Было выделено свободное место возле смотровой площадки, откуда открывается панорамный вид на реку Белую и на город. В 2014 году на этом месте был установлен первый объект мемориального комплекса — настоящая рубка атомной подводной лодки 671 проекта, привезенная
из Мурманской области. Приобрели ее на заводе по утилизации подводных лодок более чем за 2,5 миллиона рублей. Ведь рубка изготовлена из дорогостоящих металлов — титана и сплавов алюминия.
Рубка была частью боевой подводной лодки К-306, построенной в 1969 году. Базировалась она на Северном флоте и в течение 40 лет находилась на службе Отечеству. Когда срок службы лодки подошел к концу, ее распилили на четыре части. Одна из частей — длиной 18 метров и высотой три метра — и находится сейчас в Парке Победы.
В 2017 году рядом с рубкой был установлен памятник, посвященный морякам, служившим и погибшим на атомной подводной
лодке «Курск», а также стела, посвященная четырем адмиралам: Петру I — основателю российского флота, Степану Макарову, Павлу Нахимову и Федору Ушакову.
Открытие мемориального комплекса состоялось в октябре прошлого года.
Долгое время с момента установки рубки атомной подводной лодки дверь в нее была накрепко заперта — висел добротный замок. Внутрь попасть было невозможно. Однако в этом году доступ в рубку оказался открытым.
Результат печален. Мало того, что лодку завалили мусором, так на нее еще каждый день залезают дети, подростки, взрослые — бегают по покатой крыше, что крайне опасно. Да и внутри лодки много опасных острых элементов.
Кто должен следить за состоянием мемориального комплекса? Почему доступ к опасному объекту оказался свободным? «Электрогазета» адресовала эти вопросы председателю Морского собрания РБ Юлаю Муратову:
— Следим за комплексом мы и муниципальное образование — мы передали его администрации Орджоникидзевского района. Дверь в подводную лодку долгое время была закрыта, а потом мы вынуждены были ее открыть, так как дети и подростки начали залезать на крышу со всех сторон, наступая на таблички с именами погибших моряков, оставляя там следы от ботинок.
Это очень обидно. Из-за этого мы решили открыть доступ внутрь лодки. Рядом с дверью мы наклеили предупреждение о том, что находится в лодке и на крыше небезопасно.
— Эти наклейки частично уже сорваны…
— Снова наклеим. Запас наклеек еще есть. Заеду на днях. Мы уже неоднократно их обновляли — народ срывает, мы клеим снова.
— А мусор внутри лодки кто должен убирать?
— За это отвечает администрация Орджоникидзевского района. А если где-то что-то оторвали, флаг сорвали — это уже к нам.
— Да. На памятнике, где девушка на волне стоит, уже три раза чайку ломали.
И ладно бы бросили где-то рядом отломанную часть, нет. Нам приходится по новой эту часть отливать. Народ даже на белоснежную стелу, посвященную адмиралам, умудряется залезть — следы от ботинок оставляют, нам оттирать приходится.
— Может, под охрану эти объекты взять?
— Дети все равно будут залезать. Все ведь от воспитания зависит, от родителей. Надеюсь, что со временем культура у людей появится. Я знаю, что там уже появились три женщины-активистки, которые проводят с молодежью беседы, объясняют, что так делать нельзя. Так что мы не одни. Самый лучший вариант — установить там камеры видеонаблюдения, оштрафовать нарушителей. Тогда, может, народ одумается. По крыше ведь вообще опасно ходить — она скользкая, особенно после дождя.
— Была информация, что внутри рубки будет музей.
— Нет, музей мы там устраивать не планировали. Экспозицию, посвященную морякам Башкортостана, мы планируем открыть в Республиканском музее Боевой Славы. Но финансирования на это пока нет.
— Может, все-таки стоит заварить вход в рубку, чтобы ее в помойку не превращали?
— Посмотрим. Летом пусть так постоит, а там решим. Просто так ведь ее не заваришь, сплав там титановый, специальная сварка нужна. Мы на дверь замок гаражный вешали — его отпилили, тросовые замки вешали — и их сорвали.
После разговора с председателем Морского собрания РБ, «Электрогазета» связалась с пресс-службой администрации Орджоникидзевского района. Мы сообщили, что внутри рубки подлодки накопился мусор. Нам ответили, что передали нашу заявку в Управление гражданской защиты по Орджоникидзевскому району. Звоним туда:
— Заявку мы передали в управление коммунального хозяйства и благоустройства города, а они передадут ее в Горзеленхоз, потому что Горзеленхоз занимается очисткой.
«Электрогазета» будет следить за развитием событий и обязательно проследит, наведут ли муниципальные власти порядок на вверенной им территории.