Невыгодно стало иметь сад в Уфе, а точнее, в районе деревни Дудкино. Начался сезон посадки овощей и фруктов, садоводов потянуло в их хозяйства, на природу, на шашлычки, в баньку. Моя семья не исключение. Двухэтажный бревенчатый домик и три сотки земли родители купили более 20 лет назад. После тяжелой рабочей недели — это своего рода отдушина. Но не в этом году. Дорога к участку и раньше не особо радовала местных садоводов, а дети воспринимали ее, как небольшое приключение: сначала городской транспорт, затем «канатка» (либо гора), паром (раньше были и лодки) и лесная прогулка, и вот он — дом, милый дом. Сегодня все так же, но за канатную дорогу приходится платить в два раза больше.
Как рассказали в пресс-службе администрации Уфы, с 2005 года (с даты постройки) канатная дорога была в введении СОК «Трамплин». С ноября 2013 года по декабрь 2015 года «канатку» эксплуатировала Служба речных переправ города. Затем дорога перешла в ведение городского Управления электротранспорта (МУЭТ). Ранее тариф устанавливался исходя из себестоимости перевозок и затрат на содержание объекта. Долгое время тарифы на проезд на «канатке» оставались неизменными, цены не покрывали себестоимость. Но работа такого сложного технического механизма требует значительных средств. В связи с этим ценник изменился.
В мэрии добавили, что в МУЭТ учли социальную значимость канатной дороги, которой часто пользуются люди пожилого возраста и льготники, и постарались сохранить для них доступную стоимость проезда. В 2016 году городская администрация установила следующие тарифы на проезд в одну сторону: 45 рублей – за наличный расчёт, 35 рублей – за безналичный, 20 рублей – для льготников (пенсионеров, школьников, студентов) по электронным пластиковым картам МУЭТ, 50 рублей — за провоз багажа весом более 10 килограммов. Проезд для детей в возрасте до пяти лет сделали бесплатным.
По скромным подсчетам, одна моя вылазка до заветных соток с мужем, трехлетним ребенком и бабушкой-пенсионеркой обойдется в 420 рублей, а в месяц, если ездить раз в неделю – почти 2000 рублей. Для пенсионера-льготника в обе стороны: транспорт (20 рублей), «канатка» (40), паром (20) — 80 рублей, в месяц (раз в неделю) — почти 400 рублей. Для рядового садовода: транспорт (40), «канатка» (90), паром (40) — 170 рублей, в месяц — 680 рублей. Главное для льготников — не забывать электронную карту, иначе придется платить полную стоимость, либо пешком по горе. Стоит отметить, что на ночь оставаться на том берегу реки опасно, ведь туда ни «скорая», ни полиция не доберутся. К примеру, одинокие пенсионеры вынуждены приехать, полить будущий урожай и снова уехать, ведь они не застрахованы от проблем со здоровьем: случись беда, никто не поможет.
В минувшее воскресенье решили мы с мужем выбраться в сад, чтобы хоть что-то посадить, да и просто отдохнуть от города, а заодно пообщаться с садоводами, посмотреть, что изменилось на «канатке». Наверху, около кассы, сразу бросились в глаза цветные прейскуранты цен на разные виды карт и адреса, где можно их получить или пополнить.
Здесь же появился большой стенд с правилами поведения пассажиров на канатной дороге, а также предупреждение, что велосипеды провозить запрещено. Очереди не было, некоторые кабинки уходили вниз пустыми. Одна шустрая бабулечка лет 70, увидев у меня в руках фотоаппарат, поинтересовалась, не журналист ли я. Стоило мне утвердительно ответить, как она тут же начала свой рассказ, невзирая на назойливых комаров.
«Деточка! Это же безобразие какое-то… Ну сколько же можно у нас, простых пенсионеров, получающих гроши, последнее отбирать. Сад меня 30 лет кормил: по весне сажала огурцы, помидоры, картошку, летом приезжала, поливала, ягодки возила внукам, осенью собирала урожай и до зимы горя не знала. А теперь и сажать страшно — помрет все без полива. А как поливать, если столько денег на проезд уходит. Мне выгоднее продать или забыть про сад, чем тратиться на дорогу», — поделилась старушка.
Мы решили не спускаться на «канатке», а воспользоваться железной лестницей, находящейся около спорткомплекса «Трамплин».
Она произвела на нас удручающее впечатление: заросшая, с неровными перилами. Спустившись, мы, как ошпаренные, побежали к переправе через лес, преследуемые тучей комаров, боясь подцепить клещей. Выдохнули только около реки. Пока ждали паром, пообщались с местными садоводами.
Особой радости от повышения цен, конечно, никто не испытывает. Люди отмечали, что целесообразнее было бы, как и раньше, сделать спуск дешевле, чем подъем, ведь по большей части «люльки» вниз едут пустыми. Одна женщина отметила, что ее 80-летний сосед принципиально ходит только пешком, чтобы не платить. А вот молодые, добавила она, не держатся за сады и продают или бросают — место вроде в городе, но какое-то оторванное, проблемное. Некоторые садоводы надеются, что когда-нибудь через реку сделают мост, а параллельно «канатке» появится удобная лестница с площадками для отдыха, доступная и людям с ограниченными возможностями здоровья.
И действительно, «доступная среда» в принципе отсутствует на данной территории. «Канатка» не предназначена для инвалидов — она в постоянном движении, узкая, без навеса и мест для сидения. На этот счет в пресс-службе мэрии сообщили, что «вариантом решения данного вопроса является перенос места посадки-высадки пассажиров с речной паромной переправы «Трамплин» на переправу «Дудкино», где есть асфальтированная дорога (спуск) от улицы Менделеева до парома. Возможности обеспечения «доступной среды» для всех категорий граждан прорабатываются в муниципалитете».
Как говорится, время покажет…
Мое внимание привлекла семья с двумя подростками. Каково было мое удивление, когда я узнала, что сами они не местные, а приехали из Екатеринбурга. Для них наша «канатка» — это самое настоящее развлечение. «Цены нам показались приемлемыми. В нашем городе такой канатной дороги нет. Когда мы самостоятельно планировали путешествие, то в интернете искали, куда лучше сходить в Уфе. Первым на глаза попалось именно это место», — рассказали туристы.
Отец семейства добавил, что дальше они поедут в Казань. Уфа им запомнится как яркий, зеленый, отстраивающийся город с приятными и вежливыми местными жителями.
Тем временем, подошел паром. Простояв около 15-20 минут в ожидании садоводов, медленно поплыли на другой берег.
Раньше, года два назад, людей переправляли и лодочники. На лодках проезд был дешевле, чем на пароме, но для безопасности этот вид стихийного и технически сомнительного вида транспорта был ликвидирован.
В этот же день уставшие после работы в саду, решили все же подняться на «канатке». На подъем желающих было куда больше, чем на спуск. Простояв небольшую очередь, заплатили 90 рублей, по очереди зашли в кабинку и медленно поехали вверх.
Из удобств можно отметить музыку из громкоговорителя. Аскетический вид «люлек» говорит сам за себя — ничего лишнего. Нам повезло с погодой — было тепло и солнечно, правда, немного ветрено. А вот в дождь в кабинке, если не взял зонт, вымокнешь до нитки. Пока ехали наверх, наблюдали, как многие спускаются с горы с маленькими детьми, неся объемные рюкзаки и сумки.
Конечно, никто не заставлял приобретать участок именно в этой местности. Кто-то купил землю, когда все было доступно и дешево, кому-то сотки достались в наследство. По большому счету, теперь это индивидуальная проблема садоводов, которую каждый будет решать по-своему: продаст сад, отдаст друзьям, подарит или будет платить.
P.S. Общаясь с местными садоводами, мы узнали, какие еще существуют способы добраться на другой берег Уфимки с наименьшими затратами. Про горный спуск, железную лестницу, находящуюся слева от «канатки», уже известно. Правее, с улицы Менделеева, есть дорога через лес, где до паромной переправы можно доехать на автомобиле и оставить его внизу. Стоит добавить, что эту дорогу размывает в дождь, подъем становится крайне опасным и маловероятным. В районе ВДНХ также есть спуск вниз, а на реке работает пассажирский катер. Со стороны Сипайлово через карьер можно переправиться на лодке. До Дудкино можно добраться на автомобиле по двум дорогам: одна — через Нагаевское шоссе, другая — через Карпово. По словам садоводов, оба маршрута небезопасны, дороги в «убитом» состоянии. Учитывая все факторы, они вынуждены выбирать безопасный и удобный по месторасположению, но уже не самый дешевый вариант.