Новостей в медицине на сегодняшний день предостаточно. Вот, к примеру, уже с 1 июля нынешнего года в сфере здравоохранения могут появиться электронные формы документов — речь идет о рецептах на лекарства и даже больничных листах. Это следует из проекта поправок к законам «Об обращении лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно законопроекту, опубликованному Минздравом, исключение будет сделано для наркотических и психотропных средств — такие рецепты в электронном виде допускаться не будут. К слову, в Москве электронные рецепты появились два года назад, но выписывают их только льготникам, которые имеют право на бесплатные лекарства. Для всех остальных категорий больных оформлять их не имеет никакого смысла — проще сходить в аптеку и купить любой ненаркотический рецептурный препарат без рецепта. Что и происходит.
Некоторые из экспертов склоняются к тому, чтобы на законодательном уровне запретить продажу рецептурных препаратов без рецепта и ввести санкции для продавших их вплоть до уголовного наказания, как это практикуется в других странах. Тогда в электронных рецептах появится смысл.
Минздрав объявил о начале совместной работе с «Яндексом» над законопроектом о телемедицине, который позволит врачам дистанционно консультировать пациентов и назначать им лечение. В законе будут указаны правила применения телемедицинских технологий — для диагностирования различных заболеваний, для принятий решений в ходе консилиума, для медицинских консультаций, оценки нуждаемости пациента в очном посещении лечащего врача.
Словом, возможности благодаря новым технологиям огромные, правда, в деталях пока непонятные для большинства из нас. «Лишь бы все это работало», — говорят жители башкирской столицы. Но невольно уфимцы все же вспоминают широко разрекламированную прошлым летом кампанию, которую условно можно назвать «Лечение по скайпу», о которой, к слову, сегодня ничего не слышно. Тогда министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что в ближайшие два года в отдаленных российских деревнях врачи начнут работать с пациентами с помощью скайпа. Дословно: «В ближайшие два года до каждого ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта) и до каждого населенного пункта будет доведено оптоволокно. И таким образом у нас будет возможность через скайп использовать определенные телемедицинские технологии».
Статистика говорит, что сегодня в России насчитывается 83 тысячи населенных пунктов, в которых проживают менее ста человек, причем, число их с каждым годом возрастает. Еще в 2012 году Минздравом был принят порядок оказания первичной медико-санитарной помощи, в котором прописано, что если в населенном пункте менее ста человек, то на каждые тридцать человек формируется одно автохозяйство, ответственное за само- и взаимопомощь. Оно должно иметь связь — телефон или интернет. Но только девять тысяч из 83-х тысяч населенных пунктов за прошедшие несколько лет смогли справиться с этой задачей.
А что касается создания в каждом населенном пункте ФАПа, то кто из медиков поедет туда, где нет дорог, перебои с электричеством, проблемы с самыми насущными товарами? Туда, откуда уже уехали все, кто только смог?
Так о чем говорит министр? Неужели жители глухих деревень настолько продвинуты в медицине, что смогут в мельчайших деталях и правильно описать свои симптомы? Может, тогда они сами себе и уколы сделают, и капельницу поставят? Это я еще делаю допуск на то, что у бабушек и дедушек есть деньги на компьютер и они знают, с какого бока к нему вообще подходить.
Было бы гораздо реальнее говорить о создании выездных медицинских бригад, чтобы проводили они в заброшенных деревнях профилактические осмотры, доставляя заодно и самые необходимые лекарства.
Возвращаюсь к теме телемедицины. Предполагается, что дистанционную врачебную помощь с помощью интернета могут ввести в России уже после 1 января 2017 года. Но скорее всего, все будет, как обычно — от намерений до результатов пройдут годы.