Много лет я посвятил нормированию и организации труда, а также кадровой работе. Но ни разу не встречал в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» такое понятие, как коллектор. Погуглил и увидел, что подобное «ремесло» появилось в нашей стране не ранее десятка лет назад. И потому в стране нет ни одного учебного заведения, обучающего этой «специальности».
Как же распространилось это «ремесло», если оно не узаконено? Да очень просто, всё дело в его необходимости для банковских толстосумов. Если в так называемые «лихие девяностые» финансовые вопросы нередко решались с помощью бандитских группировок, кроме огнестрельного оружия «вооружённых» паяльниками, утюгами или воздухонепроницаемыми пакетами, то сейчас наступила эпоха цивилизации. Называться «братками» стало немодно, а деньги возвращать надо, вот и возникла новая «специальность». Пришла она к нам с Запада, но в таком изощрённом виде, что тамошним обитателям и не снилась.
Т.к. эта специальность нужна не каким-то там босякам, а людям самого важного для нынешней страны сословия, то и законных препятствий для появления новой специальности не оказалось.
Всё бы ничего, но ведь не зря говорят: «Заставь дурака молиться — он лоб расшибёт». Так и с коллекторами получилось. Перестарались то там, то здесь. Ведь кто в коллекторы пошёл? Нередко либо бывшие члены тех самых упомянутых тусовок из девяностых, либо сокращённые или ушедшие в запас силовики. Общаться с людьми, мягко говоря, на повышенных тонах они обучены. У них свои способы выбивания (в прямом и переносном смысле) денег с должников. Хоть коллекторы, в отличие от «братков», с живыми деньгами дела не имеют, но у них есть и прямая заинтересованность в результатах своего «труда». Их заработок складывается из фиксированной части (около 1000 у.е.) и 5-35 процентов от собранной просроченной задолженности. То есть заработок коллектора в большей степени зависит от эффективности его работы и может приносить очень высокий доход, размер которого, по понятиям рядового жителя нашей страны, не ограничен. И как, думает дорогой читатель, будут поступать коллекторы, если их зарплата напрямую зависит от того, сколько он выбьет денег из своей жертвы, извините, оговорился, из должника.
Вот и появились на свет новости о случаях деятельности коллекторов. Напомню о самых резонансных.
56-летней жительнице села Шаймуратово Кармаскалинского района коллектор сообщил о долге ее младшего сына банку в размере 27 640 рублей. Узнав, что должник длительное время не проживает в деревне, он стал незаконно требовать от женщины погасить кредит. Мужчина заставил написать расписку о добровольной передаче ему коровы стоимостью 40 тысяч рублей и неправомерно забрал её. Подсудимый не признал вину в совершении преступления. Учитывая, что ранее он уже был судим за мошенничество, прокуратура настаивала на назначении ему реального срока лишения свободы. Суд приговорил его к полутора годам исправительных работ с удержанием пяти процентов заработка в доход государства. По решению суда осужденный обязан выплатить потерпевшей компенсацию материального вреда и стоимость услуг адвоката в общей сумме 44 тысячи рублей. Вот только через сколько лет он выплатит эти деньги? Боюсь, очень долго ждать придётся, а до того момента «либо ишак, либо шах сдохнет», как говаривал незабвенный Насретдин.
В Челябинске возбуждено уголовное дело против сотрудников коллекторского агентства, мешавших работе областной клинической больницы № 3 и оставивших её без телефонной связи. Установлено, что с декабря 2014 года по 19 ноября 2015 года неизвестные люди непрерывно звонили на номера телефонов больницы, требуя погашения задолженности по кредитному договору работницы учреждения.
«Начали стращать: вы еще 35 тысяч должны. Я говорю: не может быть. Пугают: если не выплатите, без семьи останетесь, убьем у подъезда, прибьем и все в таком духе. Как рэкет в 90-х годах», — рассказала напуганная женщина.
Звонящие использовали специальные программы автодозвона, практически блокирующие связь. Жители города не могли дозвониться до больницы, чтобы вызвать неотложную помощь или узнать о состоянии здоровья близких.
У других наших соседей, в Ульяновске, предположительно коллектор, выбивавший деньги у должника, бросил в окно его дома бутылку с зажигательной смесью, которая попала в кроватку с двухлетним ребёнком. ЧП произошло накануне. Кредит брал дедушка пострадавшего мальчика. В 2014 году он взял в долг четыре тысячи рублей на лекарства. По его словам, просить деньги у детей и родственников он стеснялся. Ссуда была оформлена в микрофинансовой организации. Позднее коллекторы потребовали от него вернуть ещё 40 тысяч рублей в качестве процентов. По словам родственников ребёнка, бутылку с зажигательной смесью кинул один из коллекторов, требовавших возврат долга. Мальчик в результате получил сильные ожоги лица и предплечий, он госпитализирован. Коллектор задержан. С ним работают следователи.
В Ростовской области, в Сальске позвонил 26-летний коллектор, который был намерен выбить долг с одного из сотрудников детского садика. Коллектор пригрозил, что если задолженность не будет погашена, детсад взлетит на воздух. Из-за угроз злоумышленника из садика пришлось эвакуировать больше 150 детей и 23 взрослых.
В конце 2015 года в Московской области покончил с собой сотрудник полиции Илья Грачёв. Из текста посмертного письма Грачева можно было сделать вывод, что у парня были сложные финансовые проблемы. У него накопилось множество долгов, по которым его постоянно донимали коллекторы. Помимо телефонных звонков с угрозами они пытались очернить его в глазах соседей — расклеивали листовки в подъезде с сообщением о том, что Илья оказывает абсолютно любые интимные услуги за деньги. Дескать, он погряз в долгах, и такой способ заработка — единственная возможность избавиться от проблем.
Таких примеров в интернете много. В результате спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в преддверии выборов инициировали вопрос о коллекторских агентствах перед В.В.Путиным. Первоначально Матвиенко даже пыталась поставить вопрос о временной приостановке действий коллекторских агентств, до принятия закона о них. С инициативой о запрете коллекторских агентств в России выступил и глава Крыма Сергей Аксёнов. Еще в 2011 году бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко раскритиковал действия коллекторских агентств в России, назвав их методы работы аморальными. Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева сообщила ТАСС: «Генпрокуратурой РФ на постоянной основе осуществляется надзор за деятельностью организаций, осуществляющих взыскание долгов с физических лиц. Только за последние три года органами прокуратуры проведено две масштабные проверки исполнения законодательства коллекторскими агентствами. Их результаты показали, что в большинстве случаев действия коллекторов напрямую сопряжены с преступной деятельностью».
Но непотопляемость коллекторов оказалась сильнее. Больше того, началась массированная работа в СМИ с доводами в пользу острой необходимости работы коллекторов. Согласен, долги надо платить. Если у человека не хватает мозгов и он берёт кредит, то он должен его оплатить. Но почему, если человек взял одну сумму, то он должен платить не 110-125 процентов, а в несколько раз больше той суммы, которую он занял? Каким законом банкам разрешается брать такой грабительский процент? Есть ли ещё страны с такими бандитскими кредитными организациями?
В прессе начали делить коллекторские организации на белые (даже пушистые) и серые. Вся, мол, беда из-за отдельных индивидов, а не системы коллекторства. Мол, коллекторы были и в Киевской Руси, и при Батые. Может, они и были (назывались только по-другому), но ведь они и втридорога не брали за свои услуги.
Профессиональные коллекторы в своей деятельности применяют только цивилизованные методы взыскания. На досудебном этапе это установление контакта с должником и ведение переговоров через рассылку SMS с напоминанием о задолженности, телефонные звонки, обычные письма и письма по электронной почте, личные встречи с должниками и т.д. Контакты с должником происходят в строго установленное законом время, не допускаются никакие угрозы, должника не вводят в заблуждение относительно статуса взыскателя. Нередко, общаясь с должником, коллектор выступает в качестве финансового консультанта… Коллекторам, дескать, приходится работать в стрессовых ситуациях, т.к. им надо терпеть слёзы, оскорбления и угрозы должников. И они должны уметь работать в команде, быть готовы к командировкам, обладать не только силой воли и физической силой, но иметь познания и психолога, и юриста… В США тысячи коллекторских агентств, а у нас лишь несколько сотен (умеют в СМИ красиво сравнивать с Западом, опуская некоторые подробности, которые не в нашу пользу).
По состоянию на 1 июля 2014 года наши граждане заняли у банков ни много ни мало 14 триллионов рублей, из которых 604 миллиарда являются просроченными долгами. Так что профессия коллектора, без сомнения, останется на ближайшие годы одной из самых востребованных.
Имеются случаи, когда коллекторы, обманутые аферистами, приходили и требовали деньги с ни в чём не повинных людей. А в Екатеринбурге, коллектор, не вписавшийся в коллектив и не снявший долг со своего клиента, сам попал под пресс бывших коллег, потребовавших возврат долга с него самого.
Теперь и ЖКХ собираются брать долги с жильцов, используя услуги коллекторских агентств.
А пока в СМИ начинают пропагандировать милосердие людей по отношению к тем, кто попал в тиски коллекторов. Всего за сутки простые люди помогли покрыть кредитный долг в 21 тысячу рублей 36-летней кемеровчанке с двумя несовершеннолетними детьми Наталье Малетиной. То есть государство пустило эту проблему на откуп ростовщикам, а простые люди вынуждены собирать крохи, чтобы помочь согражданам.
Может быть, часть граждан и не против коллекторских агентств, если бы те «помогали» не только банкам, но и простым гражданам. Всем известно, как милы и доброжелательны сотрудницы страховых агентств. Это необходимо, чтобы облапошить клиента и вынудить заплатить помимо ОСАГО, ещё и совершенно не нужную страховку на жизнь. Но эта миловидность исчезает, когда дело касается выплаты вознаграждения по страховому случаю. Вот здесь бы пригодились коллекторы, да только в народе говорят: «Ворон ворону глаз не выклюет». Но, думаю, работа страховых агентств — это отдельный разговор.