Все новости
Доколе
19 Июня 2015, 17:52

Уфимцы обсуждают закон о тунеядстве

Законодатели Санкт-Петербурга предлагают наказывать граждан, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев.   

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Законодатели Санкт-Петербурга предлагают наказывать граждан, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев даже при наличии подходящей работы. Наказывать предлагается исправительными работами сроком до одного года. В связи с этим я вспомнила одну поговорку моей бабушки. Если я упрямилась и не хотела что-то делать или делала кое-как, она вздыхала: «Нет работы без охоты». Моя бабушка очень любила пословицы и поговорки — она каким-то чудесным образом находила их к месту в любых жизненных ситуациях…

Депутаты уже подготовили пакет поправок в федеральные законы, которые в ближайшее время будут внесены в Госдуму РФ. Для установления уголовной ответственности предлагается прописать в российской Конституции, что труд — это не только право, но и обязанность каждого гражданина. Но считаться тунеядцами не будут несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет и ряд других категорий граждан. В комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов отметили, что инициатива основана на идее увеличить налоговые доходы государства, и будет рассмотрена на заседании комитета.

Новое — это хорошо забытое старое? Тунеядство, если вернуться к истории вопроса, стало уголовно наказуемым в 1961 году при Никите Хрущеве. За это преступление грозил срок до пяти лет. Закон действовал в течение тридцати лет, и уже к 1964 году было осуждено 37 тысяч человек. А в пору распада СССР статья за тунеядство утратила силу. Это произошло в апреле 1991 года после принятия закона «О занятости населения», который официально признал существование в Советском Союзе безработицы.

В наши дни авторы законодательной инициативы особое внимание обращают на то, что в России 20 миллионов человек работают без надлежащего оформления своего статуса, а еще 18 миллионов человек трудоспособного возраста нигде не заняты. Они не платят налоги, не отчисляют средства в Пенсионный фонд.

Но они эти 20 миллионов ушли в тень, наверное, не от хорошей жизни? Налоги, коррупция — все это не способствует развитию малого бизнеса. Значит, задача государства — создать для них приемлемые условия и взять под свою защиту. И, думаю, неправильно причислять их к бездельникам, ведь они работают, что-то производят.

Что же касается тунеядцев в «чистом виде», то наш рынок труда оставляет желать лучшего. Как, например, выпускнику вуза, молодой матери, женщине за пятьдесят найти работу? Хотя бы более или менее приемлемый вариант? Вот и перебиваются они случайными заработками, разовыми, но хорошо оплачиваемыми заданиями и т.д.

Если предложения депутатов из Санкт-Петербурга приобретут силу закона, то, боюсь, что в первые несколько лет у нас будет привлечено к уголовной ответственности не несколько десятков тысяч человек, а сотни тысяч. Но  непонятно, каким образом законодатели планируют обеспечить их принудительное трудоустройство. Если по месту жительства, то будут заполнены вакансии, которые заполняться не желали годами. Потому что работа здесь физически тяжелая, «пыльная» во всех смыслах да еще и скудно оплачиваемая. И потому невольно закрадывается мысль — нет ли в этих предложениях некоторого лукавства — заполнить крайне не престижные рабочие места любой ценой? Но неплохо бы вспомнить при этом бабушкину пословицу…

У нас как-то затеняется тот факт, что престиж рабочих профессий упал ниже некуда. Вот буквально на днях на Советской площади проходил танцевальный праздник для выпускников школ. Были стенды с фотографиями и подписями, кто кем мечтает стать в будущем. Диапазон оказался широк — от олигарха до президента, были и «скромные» юристы, экономисты, но не оказалось ни одного заводского рабочего.

Вот у кого из читателей есть знакомые токари или фрезеровщики? Молодые или хотя бы до сорока? А охранники? Да сколько угодно…

Это я к тому, что еще 20-30 лет назад в нашей стране существовал так называемый рабочий класс, о котором всегда говорили с гордостью. Теперь — целая армия охранников. Молодых, крепких людей, которые отслужив в армии, предпочитают почему-то просиживать рабочее время в разного рода небольших магазинчиках. И чувствуют себя при этом вполне комфортно.

Происходит, к сожалению, смещение понятий о ценности труда. И поэтому именно в наши дни лично мне закон о тунеядцах не кажется столь уж актуальным. Сначала нужно создать нормальные рабочие места, — в первую очередь для молодых — где хотелось бы работать, а не «отбывать».

А станут ли реальностью предложения питерских законодателей, покажет время.

Автор:Гареева Наталья
Читайте нас: