Все новости
Доколе
27 Мая 2015, 16:27

В Уфе снесенный дом мещан Маториных интересовал зарубежных гостей

В Уфе снесли исторический памятник — дом мещан Маториных. А он, между тем, вызывал интерес у иностранцев.

Фото Андрея Старостина.
Фото Андрея Старостина.
В Уфе снесли исторический памятник — дом мещан Маториных. А он, между тем, вызывал интерес у иностранцев.
Помню, как в 2006-м мы с друзьями ждали гостя из Швеции и всё ломали голову, что показать в Уфе человеку, который объездил полмира? К удивлению, он сам быстренько разобрался — его восхитили ажурные наличники деревянных домов. Ян фотографировал многие из них, не мог налюбоваться и сам стал показывать их нам, спросив: «У вас создан альбом деревянного зодчества Уфы?» И я вспомнила, как когда-то в Швеции удивлялась однообразию обрамления окон и дверей. Швед показал нам то, что мы не всегда замечаем и бережем у себя.
В мае этого года Ян вновь посетил Уфу, и мы задержались у двухэтажного дома по Ленина, 17 — с резными наличниками. Тогда он еще стоял наискосок от кинотеатра «Родина». Всю жизнь я видела его в окно, так как жила в «сталинке» напротив. Из старинного дома выплывала высокая блондинка — одна из первых «бальзаковских» красавиц города, выбегал парень-студент, старуха-дворничиха вечно мела тротуар. Помню случай, как приближался кортеж Ельцина, и охрана сановного лица загнала ту дворничиху во двор, и вдруг перед самым носом у кортежа она вынырнула и давай шуровать своей старенькой метлой, никто даже среагировать не успел.
19 мая 2015 года дом снесли. Координатор общественного движения Архзащита Уфы Владимир Захаров бросался под экскаватор, защищая дом. На него летел строительный мусор, но он не отступал. Ведь это «Дом мещан Маториных» (фамилия, кстати, пишется именно через «а») — члены Архзащиты Уфы помнят, как в 2013 году сити-менеджер Ирек Ялалов на заседании общественного совета обещал оставить его как образец деревянного зодчества!
Какой-то чиновник, наблюдая, как тяжелая техника с треском разносит стены дома №17, заявил представителям Архзащиты, что эта территория освобождается для построенной рядом элитной многоэтажки. И сколько их, чиновников, новых собственников, которые потирают руки — временщикам история не нужна, теперь есть место для парковки и прочих доходных дел.
На следующий день, 20 мая, поступил тревожный сигнал уже с Ленина, 71. Старинный дом Князевых. Ему то ли в 2013-м, то ли в 2015-м исполняется 100 лет. И этот юбилей в мае прошлого года неизвестные «отметили» поджогом. Огонь охватил заднюю часть дома и чердак. Спасибо пожарным, успели...

И вот сейчас, узнав, что во двор дома въехал экскаватор, члены Архзащиты прибыли на место.
Павел Егоров, специалист НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Минкультуры РБ, появился вовремя: на втором этаже шла непонятная работа, скидывались доски. «Это исторический памятник деревянного зодчества, любые работы запрещены», — объяснил Павел бригадиру. Тот подписал бумаги на глазах у вызванных представителей полиции, расставание прошло мирно. Экскаватор разобрал соседний дом, не представляющий ценности.

Павел рассказал группе собравшихся неравнодушных людей, что прошлогодний пожар пощадил на доме уникальную гребешковую резьбу. «Смотрите, — говорил он, проводя рукой по оконному проему, — это уникальный фигурный кирпич. Краска в несколько слоев, если счистить — откроется старинный красный кирпич. Будет прекрасный купеческий дом Князевых губернского периода». «Неужели его можно восстановить?», — спрашиваю, глядя на многострадальный дом. «А как же! «Дом Князевых» — объект культурного наследия и охраняется государством, его уничтожение по закону грозит уголовным преследованием».

Мы не могли не пойти к месту недавних баталий — дому №17, где теперь высились огромные груды досок, валялись вещи, обрывки бумаг, конверт от письма... Глядя на все это, Павел рассказал нам, что этот дом принадлежал Елизавете Васильевне Маториной, служившей сестрой-настоятельницей Александринской общины сестер милосердия, располагавшейся в кирпичном доме по Ленина, 124. Там в 1915 году был открыт госпиталь для солдат I Мировой войны? И, работая в нем, Елизавета Васильевна спасла множество человеческих жизней.
Есть ещё места в Уфе, куда можно прийти и ощутить неразрывность истории, вспомнить: здесь бывали твои отец и мать, дед, многие дорогие тебе люди, и происходили связанные с тобой и с ними события. Эти места поддерживают историю жизни каждого из нас.
Неравнодушные люди, объединившись в Архзащиту, пытаются сохранить историческую память, так необходимую нам, независимо от того, осознаем мы это или нет. Но нередко встречаются с подленьким пренебрежением, обманом со стороны чиновников, новых собственников...
Но многие наблюдают все больше со стороны. Так, глядишь, и не заметим, как останемся жить среди бетонных коробок.
Автор:Буранбаева Римма
Читайте нас: