Все новости
Доколе
11 Февраля 2015, 17:07

Доступная среда для инвалидов-колясочников в Уфе отсутствует

Кто-нибудь хоть раз видел инвалида на коляске, самостоятельно передвигающегося на улице в зимнее время? В весеннюю распутицу, осеннюю слякоть? 

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Часто на страницах газет я вижу словосочетание «Доступная среда». Речь в информациях идет, в основном, о том, как наша столица становится все более и более доступной для инвалидов-колясочников. У меня, кроме раздражения, эти ура-заметки об очередных достижениях никаких эмоций не вызывают.
Вот кто-нибудь хоть раз видел инвалида на коляске, самостоятельно передвигающегося по улице в зимнее время? В весеннюю распутицу, осеннюю слякоть? Да и летом их — свободно передвигающихся по улицам — практически не видно. Исключение составляют разве что инвалиды в форме десантников на шумных перекрестках или на подходах к торговым центрам. Но это совершенно другая история — они как бы на работе.
Так почему даже в летние месяцы на улицах Уфы не видно инвалидов-колясочников? Может быть, их немного? Нет, их много, но они сидят по домам. Вынужденно. Хорошо, если у кого-то есть полные сил помощники и лучше не один, а двое. И они не работают. Но сейчас я говорю о тех случаях, когда человек должен надеяться только на себя, то есть передвигаться на коляске полностью без посторонней помощи. И вот тут начинаются сплошные проблемы. Прямо от порога квартиры.
Хорошо, если инвалид-колясочник живет не на четвертом-пятом этаже «хрущевки», а в панельном доме с лифтом. Выезжает он из лифта и… Как преодолеть эти несколько ступенек, которые ведут к подъездной двери? На чью-то помощь рассчитывать особо не приходится — коляска сама по себе очень тяжелая, а уж со взрослым человеком…
И сам двор проблемы передвижения не снимает — здесь сплошные бордюры, преодолеть которые весьма проблематично. Плюс ямы, ухабы, словом, асфальт зачастую такой, что застрять можно где угодно.
Несколько лет назад началась кампания по оборудованию аптек, магазинов и прочего соцкультбыта специальными пандусами. Получилось, на мой взгляд, даже не как всегда, а намного хуже. Зачастую пандусы настолько вертикальны, что и на двух ногах, то есть здоровому человеку по ним подняться непросто. И какая же силища должна быть в руках у инвалида, чтобы поднять себя на такую высоту вместе с коляской? А если он с сопровождающим, то вообще непонятно, зачем огород городить — проще инвалиду своего помощника подождать на улице.
Допустим, каким-то чудом колясочник оказался в аптеке. Как выбираться обратно? Вот, к примеру, по улице Российской есть самая обычная аптека, таких сейчас десятки. И с высотой пандуса здесь все более или менее нормально, за исключением только того, что инвалид, набрав скорость, въедет прямиком в… дерево. Простой вопрос: когда планировали, а затем и начали делать пандус именно с этой стороны крыльца, дерева не видели? Или оно — такое огромное — внезапно выросло?
Можно привести десятки подобных примеров. Один из самых показательных в этом плане — аптека №334 в самом большом уфимском доме, который расположен в конце проспекта Октября. Эта аптека примечательна тем, что здесь работает так называемый социальный отдел, где лекарства отпускаются по бесплатным рецептам. Другими словами, она изначально задумана, как аптека для инвалидов-льготников — и федеральных, и республиканских.
Крыльцо здесь высокое, пандус тоже под «проблематичным» углом. Таким, что человек, решившийся съехать по нему, непременно перевернется. Ширина тротуара здесь максимум метр, и, если инвалид каким-то чудом не вылетит из коляски, то, подпрыгнув на бордюре, со всего размаха въедет в багажник припаркованной здесь машины. Если же вдруг стоящих машин не будет, то вылетит на проезжую часть. Не хочу даже задаваться вопросом, какой из вариантов «лучше».
Оборудование одного пандуса в масштабах строительства, которое ведется в нашем городе-миллионнике, просто мелочь. Незаметная мелочь. Но показательная. За такими вот «мелочами» наплевательское отношение к инвалидам. Им и так сойдет? Поэтому предлагаю, чтобы все, кто непосредственно занимался его сооружением, приемкой, т.е. заказчики, и те, кто работает в данной аптеке, поликлинике, домоуправлении и так далее, первым делом опробовали бы пандус сами.
Недавно мы с дочкой поехали в «ИКЕА». Пока искали свободное место на парковке, я осмотрелась. Места для машин инвалидов располагаются здесь удачно — близко от входа. Но практически все они оказались заняты огромнейшими джипами! Среди этих автомонстров сиротливо примостился лишь единственный «Жигуленок». Почему-то ни один из владельцев этих машин, занявших место на парковке для инвалидов, не задумался о том, что никто из нас не застрахован ни от болезни, ни от несчастного случая. Но это уже скорее про обычное — и это-то страшно! — отношение к инвалидам.
Очень жаль тех средств, которые в прямом смысле закопаны в землю. Что-то сделали, сделали кое-как, никто особо не проверял, отчитались и благополучно забыли. В частности, про то, что новым «объектом» пользоваться нельзя.
О чем мечтает обычный инвалид? Конечно, никто не отказался бы от посещения «масштабных» мероприятий, например, спортивных состязаний, концертов. Но как добраться до того же концертного зала «Башкортостан», в котором теперь все предусмотрено и для удобства так называемых маломобильных зрителей? Поэтому пределом желаний для инвалида-колясочника остается тихая аллейка или скверик возле дома и магазин по соседству. Ему бы в самом прямом смысле доступную среду — в шаговой доступности.
Автор:Гареева Наталья
Читайте нас: