Все новости
Доколе
22 Августа 2014, 15:52

Башкирия: кто травит реку под Чекмагушем?

Реку Калмаш в Чекмагушевском районе отравили: от неё несколько дней шёл неприятный запах, а потом всплыла мёртвая рыба.

Фото предоставлено автором.
Фото предоставлено автором.
Село Старокалмашево, расположенное в нескольких километрах от районного центра Чекмагуш, названо так в честь небольшой речки Калмаш. Именно с этой речкой и связано обращение в редакцию «Общественной электрогазеты»: по словам жителей села, от реки несколько дней шел неприятный химический запах, а потом кверху брюхом всплыла дохлая рыба. Правда, мы, приехав в Старокалмашево по звонку, этой рыбы уже не обнаружили: оказалось, что жители не сразу догадались обратиться к журналистам, и с «химической атаки», пик которой пришелся на последние числа июля, прошло немало времени. Однако остались красноречивые фото, да и главный эколог района, Наиль Газизов (официально его должность называется «ведущий специалист-эксперт Нефтекамского территориального управления Минэкологии РБ»), приезжал на место происшествия по звонку из сельсовета. В разговоре с нами Наиль Рашитович подтверждает:
— Да, выезжал, видел. Рыба вся всплыла. Страшное дело...
Старокалмашевцы рассказали нам, что помимо главного эколога обратились и к прокурору района, показали даже текст письма, но тут возникла какая-то нестыковка: то ли это письмо затерялось по пути в Чекмагуш, то ли кто-то кого-то не понял, но, в итоге, в районной прокуратуре нас уверяют, что заявления по отравлению реки Калмаш не поступало. Впрочем, оказалось, что случай в районе не уникальный, и последние несколько лет тема отравления рек не выходит из поля зрения местных правоохранительных органов. Причем в центре их внимания оказывались не предприятия «нефтянки», которые в районе есть (но расположены ниже по течению), а широко известный в республике Чекмагушевский молочный завод. Правда, прежде речь шла не о Калмаше, а о реке Чебекей (но эти водоемы связаны друг с другом).
— Эта проблема у нас не первый год, — подтверждает Наиль Газизов, однако ссылается на то, что не может говорить о конкретике (об итогах проверок, судебных решениях в отношении предприятия, исполнительных листах, результатах экспертиз и т.д. и т.п.), поскольку речь идет об «объекте федерального надзора, а мы ведь районный надзор, мы это предприятие проверять не можем». В республиканском управлении Росприроднадзора, куда Наиль Газизов посоветовал обратиться, документов по чекмагушским рекам нам тоже не предоставили. Они нашлись только в районной прокуратуре.
«В 2013 году по коллективному обращению жителей Чекмагуша мы провели проверку, — сообщил нам исполняющий обязанности прокурора Чекмагушевского района Степан Чистяков. — Установлено, что вопреки требованиям Водного кодекса, проект нормативов допустимых сбросов не был утвержден. Выявлены факты превышения предельно допустимой концентрации веществ в сточных водах на выходе с очистных сооружений...» Как сообщает прокуратура, по итогам проверки 2013 года дела об административных правонарушениях возбудили в отношении четырех должностных лиц завода, включая директора, а суд обязал завод модернизировать очистные сооружения. «Принимаются меры по полной реконструкции этих сооружений, устранение нарушений находится на контроле прокуратуры района», — заключили в ведомстве. Заметим, что это не первое судебное решение такого рода: в базе судебных документов мы обнаружили решение 2011 года, также предписывающее молзаводу решить проблему сбросов. Как сказано в документе трехлетней давности, биологические очистные сооружения на тот момент не функционировали, неочищенные сточные воды сбрасывались «на рельеф местности по дополнительно проложенному трубопроводу за территорией предприятия, что является нарушением закона».
До главного инженера завода Виктора Пишняка мы дозвонились в тот самый день, когда он встречался с московскими специалистами по реконструкции очистных сооружений:
— Сейчас мы как раз находимся на стадии заключения договора. Долго готовились, потому что работа предстоит очень серьезная, сейчас все-таки пришли к общему знаменателю. Вообще, мы этой проблемой занимаемся уже второй год, но те мероприятия, которые мы проводили раньше, не позволили нам получить тот положительный результат, на который мы надеялись.
О новой «речной» проблеме Виктор Николаевич услышал впервые. В разговоре с нами он усомнился, что молзавод может иметь к этому отношение: «Старокалмашево от нас далеко, я вообще не понимаю, какое влияние мы могли оказать». Таким образом, вопрос — связан ли случай на реке Калмаш с этим предприятием, остается открытым. Возможно, какая-то определенность появится в сентябре: на этот месяц запланирована очередная проверка завода прокуратурой Чекмагушевского района. Мы же со своей стороны переадресовали обращение читателей Башкирской межрайонной природоохранной прокуратуре. «Электрогазета» продолжит следить за развитием ситуации.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: