Пока чиновники рапортуют о том, что создают все условия для привлечения в регион инвестиций и поддерживают частную инициативу, бизнесмены утверждают обратное. Слуги народа чинят всякого рода препятствия денежным вливаниям в нашу экономику и развитию предпринимательства, считают в уфимском офисе Института проблем Всемирной торговой организации.
— Не берусь утверждать, что это делается намеренно, скорее, здесь речь идет об уровне профессионализма сотрудников государственных структур: к сожалению, в целом он невысокий, — отмечает директор института Скарлетт О`Хара. Руководитель находящегося в США головного офиса общественной организации, она поддерживает постоянный контакт с коллегами из Башкортостана, более того, имеет бизнес, связанный с экспортом металлов, а потому хорошо владеет ситуацией и о проблемах предпринимателей знает не понаслышке. В качестве одного из способов исправить ситуацию собеседница «Электрогазеты» предлагает устраивать своего рода ротацию в ведомствах.
— Хорошо было бы ввести практику временного «обмена» сотрудниками: пусть представители таможни поработают в налоговых органах и наоборот. Сегодня же мы сталкиваемся как минимум с неслаженной работой этих структур, а ведь у них очень много взаимосвязанных процессов! Так, налоговая, к примеру, может заявить предпринимателям о том, что они занижают стоимость товара, чтобы потом меньше налог платить. Но об этом не может идти и речи, ведь таможенная стоимость товара, который мы экспортируем, контролируется таможней! Есть соответствующие документы, в которых прописаны определенные тарифы, ставки. Фактически налоговики таким образом подвергают сомнению факт работы таможни.
— Насколько оживилась бы внешнеэкономическая деятельность, если бы степень компетенции госслужащих соответствовала необходимому уровню и между этими структурами существовала бы конструктивная взаимосвязь?
— Безусловно, это помогло бы активизировать международные связи. Многие наши предприниматели хотели бы работать с зарубежными партнерами, а те, в свою очередь, с нами, но взять хотя бы тот факт, что вы нигде не найдете достаточной и достоверной информации о процедурах, применяемых таможней, налоговыми органами. Допустим, я хочу завезти какой-то товар. На официальных сайтах этих структур я вижу одни ставки и пошлины, а когда фактически завожу этот товар, выясняется, что платить надо другую цену. И это очень распространено! Столкнувшись с этим раз-другой, компании просто уходят с рынка. А ведь профессионализм представителей госорганов — залог уважительного и доверительного отношения к государству в целом.
Впрочем, не только непрофессионализм чиновников является причиной того, что вести дела в России иностранным бизнесменам не очень удобно. Дело также, как ни банально это звучит, в несовершенстве законодательства.
— Наши законы написаны так, что трактовать их можно двояко, — говорит эксперт. — И налоговый, и таможенный кодексы очень своеобразны, там есть очень субъективные вещи! Например, фраза «…если у инспектора есть основания полагать, что…» по сути, оправдывает любые действия чиновников. Нормативные документы надо откорректировать таким образом, чтобы их нельзя было понимать субъективно, чтобы из одного положения не было нескольких выходов. Взять, допустим, статью 169 Налогового кодекса, где говорится о возмещении НДС. Если государство считает, что нужно не пять документов, а 20, то об этом нужно писать именно в кодексе или подзаконных актах, которые не являются какими-то внутренними документами налоговой, а представляют собой общедоступные документы, которые в интернете может легко увидеть каждый. Сегодня же мы в реальности сталкиваемся с тем, что в кодексе прописан один перечень документов, а инспектор требует предоставить на десяток документов больше.
— То есть Вы говорите о той, к сожалению, распространенной у нас ситуации, когда на бумаге написано одно, а в реальности происходит другое, что наши законы на практике выглядят иначе…
— Верно. И досадно, что подобное положение дел сложилось уже давно и со временем здесь мало что меняется. Это касается даже такой активно развивающейся на современном этапе грани работы госструктур, как внедрение новых компьютерных технологий. Тот же электронный документооборот. Не перестаю удивляться тому, что, вроде бы, и есть у налоговых и таможенным органов некая единая база данных, существует такое понятие, как межведомственное взаимодействие, но на деле мы постоянно сталкиваемся с тем, что эти структуры все равно отправляют запросы друг другу, причем в письменном виде. В итоге мы по-прежнему продолжаем иметь дело с бумагами. А уж о затраченном на все это времени и говорить не стоит.
— В последние годы много говорится о том, что и налоговые органы, и таможня держат курс на то, чтобы стать сервисными, клиентоориентированными структурами. Ощутили ли это на себе участники внешнеэкономической деятельности?
— По своему опыту могу сказать, что в так называемых дворцовых таможнях — в Москве, Санкт-Петербурге — подобные изменения действительно есть. Там инспекторы априори принимают сторону клиента. У нас же здесь участник внешнеэкономической деятельности — это враг, которого надо истерзать по полной программе, как можно больше с него взять. Сложилась ситуация, когда наши чиновники своей непрофессиональной, неслаженной работой отбивают у иностранных бизнесменов все желание работать с республикой, с Россией в целом. Потенциальные инвесторы из-за рубежа попросту не могут просчитать, во что выльется их деятельность здесь. Например, очень много иностранных инвестиций могло бы быть вложено в экспортный бизнес. Но зарубежные бизнесмены не уверены, что смогут возместить здесь тот же НДС! Потому что наши налоговики почему-то постоянно говорят о том, что вы, мол, зарабатываете на НДС, и изыскивают все мыслимые и немыслимые причины, чтобы его не возместить. Но я же эти деньги ранее уже заплатила в бюджет и их же возвращаю — как налоговые вычеты у физлиц, когда с тебя сначала удерживают НДФЛ, а потом, если гражданин платил за учебу, лечение или же квартиру купил, его возмещают. То есть прибыли с НДС я не имею, я имею прибыль как раз со стоимости товара без НДС. И вот, несмотря на то, что все это четко прописано в кодексе, у нас каждый квартал идет настоящая битва с налоговой. Приходится очень много писать, доказывать, объяснять, что я эти деньги в бюджет заплатила и теперь имею право их вернуть.
— Но не стоит забывать и о том, что одна из основных функций и таможни, и налоговых органов — это пополнение государственной казны!
— Да, но еще перед ними поставлена задача способствовать развитию экономики, внешнеэкономических связей и увеличивать поступления в бюджет за счет наращивания объемов. Об этом и в основных принципах ВТО сказано, не зря же мы в нее вступали!