Все новости
Доколе
19 Февраля 2014, 17:04

Почему жители Башкирии переплачивают за коммунальные услуги

Откуда берутся высокие цены на услуги ЖКХ? Ответ на этот вопрос пытаются найти власти и эксперты. К дискуссии подключилась и КСП. 

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Каждый раз, извлекая из почтового ящика «платежки», мы возмущаемся: откуда берутся такие цены на услуги ЖКХ? Ответ на этот вопрос пытаются найти власти и оппозиция, именитые эксперты и бабушки на лавочке у подъезда; к дискуссии подключилась и республиканская Контрольно-счетная палата. На заседание, посвященное животрепещущей теме — как расходовались бюджетные средства, пущенные на капитальный ремонт многоквартирных домов, — было приглашено столько чиновников, что все с трудом втиснулись в зал бывшего Совнаркома на Советской площади, а глава палаты Салават Харасов даже удивился: «Да, представительный кворум!..» Помимо руководителей министерств и госкомов, представителей прокуратуры, МВД и ФСБ, в зале сидели главы районов и городов, а в президиуме — глава комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию, недавно созданного в Госсобрании Елена Родина.

Так почему растет стоимость коммунальных платежей?

Аудиторы считают, что к необоснованному росту цен, равно как и к нецелевому и неэффективному расходованию средств на капремонт, и ко многим другим неприятностям привело «вовлечение в жилищно-коммунальный комплекс коммерческих организаций при ограниченной возможности контроля за их действием». Следствие — некачественное выполнение ремонта многоквартирных домов и завышение объемов работ стало «повсеместным».

Вывод если и понятный, то все же несколько противоречивый. Дело в том, что после больших реформ в сфере ЖКХ «коммерческими организациями» стало практически всё. Каждый ЖЭК, каждое управление — сбросили вывески ГУПов, так мешавшие им получать прибыль, и дружно превратились в ООО. Причем, когда надо, они не устают напоминать, что являются сугубо коммерческими фирмами, и многие правила им неписаны. А когда не надо, это оказывается всё теми же советскими учреждениями с советскими же принципами работы: не дозвониться до них, не достучаться... Платим, как при капитализме, а живем по заветам фильма «Афоня».

Ну ладно, это лирика. Аудиторы, конечно же, имели в виду то, что разного рода сомнительные фирмы, которые привлекались в качестве подрядчиков при выполнении капремонта, не всегда оставались в поле зрения администраций городов и районов. А значит... А значит, например, в Уфе, когда КСП выборочно проверяла ремонт тринадцати домов (это было еще в 2011 году: палата «мониторит» этот вопрос несколько лет, а заседание, можно сказать, стало итогом серии проверок), нарушений нашли аж на 20 миллионов рублей. Примерно то же обнаружилось и в других населенных пунктах: на 24 миллиона нарушений насчитали в Салавате, на 12 (из 22-х) — в Белорецком районе...

Правда, муниципальные власти, когда ревизоры указали им на эти «недочеты», быстро взялись за наведение порядка. «Средства в ходе проверки восстановлены», — пояснил аудитор. Конечно, никто не «выколачивал» из нерадивых фирм деньги, но их заставляли доделывать, переделывать и выполнять дополнительные работы на те суммы, которые кто-то хотел положить в карман. В итоге, например, по тринадцати уфимским домам таким образом «вернулось» восемнадцать миллионов из двадцати...

Всего за те шесть лет, что в России действуют новые принципы выделения денег на капремонт, по Башкирии на это благородное дело израсходовано 8,5 миллиарда рублей, большая часть из которых (6,6 миллиарда) пришла из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, остальное — из местного бюджета и из наших с вами — собственников жилья — карманов. Сколько всего из этих миллиардов было израсходовано «неправильно», аудиторы оценивать не взялись, но было сказано, что в последнее время ситуация в отрасли стала поприличнее: по 2013 году, например, крупных нарушений не выявилось. Излишняя оплата подрядчикам по шести городам — Уфа, Ишимбай, Стерлитамак, Октябрьский, Дюртюли и Туймазы — сложилась всего-то в 4,5 миллиона: на фоне цифр 2011 года это действительно «всего».

На заседании много говорили о том, что надо объединять государственный и общественный контроль (последний должен стать «не эмоциональным, а профессиональным», как выразился Салават Харасов), выступал и глава регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолий Дубовский... Но всё-таки, наверное, без контролирующих органов мы сами недобросовестных коммерсантов за руку не схватим. Возможности «общественности» здесь ограничены... Или нет?

Читайте нас: