Все новости
Доколе
16 Сентября 2013, 18:30

Чтобы цирк не закончился вешалкой

Неприятное впечатление от неприветливости персонала в некоторых заведениях культуры может перебить удовольствие от представления...

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Цирк, как театр, начинается с вешалки. В ряде случаев он может вешалкой же и закончиться. Такая мысль возникла у меня вчера после посещения родного уфимского госцирка.

Начну сразу с предложения, дабы не утомлять некоторых торопливых читателей последующим потоком возмущенного сознания. Предлагаю всем культурно-массовым заведениям проводить с обслуживающим персоналом лекционные или еще какие-либо (формат неважен) занятия на тему «Правила общения/обращения со зрителями».

Вчера повела дочку в цирк. Билеты были куплены заранее, поэтому несколько дней малышка жила ожиданием воскресенья и в назначенный день проснулась, готовая сию минуту одеться и бежать смотреть на буйволов. Поскольку дочке еще нет трёх лет, билет на неё покупать не нужно (всё равно с места ничего не увидит). Я взяла себе билет на место в третьем ряду у прохода, чтобы ребенок мог постоять, если устанет сидеть.

Конечно, ребенок устал сидеть. Пока выступали клоуны, я предложила дочке постоять на лесенке. Малышка решила усесться на ступеньке рядом со мной. По-моему, ничего криминального, ведь животных на арене не было, но контролёр, увидев «непорядок», сразу же знаком велела мне снова взять ребенка на колени. Дочка стала упираться и хныкать, но суровая дама взглядом давала понять, что она держит всё под контролем и номер со ступенькой у нас больше не пройдет. Тут её внимание привлекла другая возмутительница порядка: женщине с малышом понадобилось срочно выйти. Поскольку ближайший к ней выход второго этажа оказался закрытым, женщина пошла к выходу на первом этаже. По мимике и активной жестикуляции обеих сторон было очевидно, что хозяйка положения готова костьми лечь, но не пропустить. Спокойно проводить людей к доступному выходу ей в голову не пришло.

Когда моя дочь дошла до точки кипения, объявили антракт. Выходя в коридор, я обратила внимание на надпись на двери, которая гласила, что вход после третьего звонка — только через второй этаж. Зачем нашей суровой даме понадобилось закрывать дверь до назначенного срока, я так и не поняла. Факт: в нужную нам дверь после второго звонка мы не попали. Пока пыталась найти другой вход, прозвенел третий звонок, и мне грубо велели идти через второй этаж. Мы вошли в зал, когда внутри уже было темно и акробаты выделывали свои опасные трюки в клубах тумана и под треск петард, которые повергли мою малышку в ужас. Надо было сразу уводить ребенка, но я помедлила, о чём потом сожалела.

Ничего экстраординарного не произошло, все живы-здоровы и в целом довольны. Но почему-то неприятное впечатление от неприветливости персонала перебило удовольствие от представления. Что стоит контролёру, например, улыбнуться и оказать зрителю минимальную помощь? Для чего он там находится?

Чем, в конце концов, цирк хуже магазина? В «Матрице», например, я приметила инструкцию перед кассирами — для них по пунктам расписано, что именно надо говорить покупателям. Они должны поздороваться, поинтересоваться, какой пакет нужен покупателю — большой или маленький, имеется ли у него карта «Копилка», поблагодарить за покупку. Кассиры-продавцы следуют своей инструкции далеко не всегда, но их можно понять: слишком много покупателей, а сидеть и твердить целую смену одно и то же под силу не каждому. Не обижусь, если вместо заготовленного спича кассир бросит в довесок к моему чеку сухое «спасибо». Мне, собственно, от продавца большего и не нужно. Но то магазин.

В цирке или кукольном театре — а это обычно первые учреждения культуры в жизни человека — ребенок должен окунуться в эту самую культуру с головой. Они выполняют воспитательную функцию — не больше и не меньше. Могу предположить, что претендентов на места контролёров не много и зарплата у них скромная. Но ведь и работа у них — не восьмичасовое стояние у токарного станка. Вежливо поговорить с человеком и оказать посильную помощь — что может быть проще? 

Автор:Хабибуллина Амина
Читайте нас: