Все новости
Доколе
30 Октября 2012, 17:07

Башкирия: как бороться с «отписками» чиновников?

В «ОЭГ» часто обращаются люди с просьбой помочь в их личном вопросе. Редакция сразу же приступает к делу. Однако отписки чиновников порой бьют все рекорды человеческого равнодушия.

Фото с сайта www.bishelp.ru.
Фото с сайта www.bishelp.ru.

Нашу газету знают и читают. Многие граждане обращаются в «ОЭГ» за решением своих проблем – в области ЖКХ, строительства, занятости, социальной сфере и т.д. Как только поступает обращение, журналисты редакции приступают к делу. Мы рассматриваем вопрос с разных точек зрения, стараясь получить объективные комментарии, и настаиваем на оперативном решении. Но зачастую при попытке помочь мы сталкиваемся с таким понятием, как «чиновничьи отписки». Наверное, по-простому можно было бы назвать их «отмазками».

К примеру, лично я могу вспомнить случай с переносом Ледового городка с Советской площади в сквер Маяковского, когда жители обратились с просьбой не устраивать гуляния в жилом секторе рядом с их домами. Помню, что, спустя неделю, в редакцию пришел ответ от районной администрации – сухим канцелярским языком чиновники объясняли, что гуляния-таки состоятся в сквере Маяковского, поскольку все санитарные требования и нормы по шуму соблюдены.

Как-то раз, пожаловавшись на очереди в детских поликлиниках, журналист i-gazeta.com получил отписку о том, что жители, мол, сами виноваты, потому что записываются на прием, а сами не приходят.

До сих пор «висят дела» с пенсионеркой, замерзающей в собственном доме, и разбитой дорогой в селе Арсланово Кармаскалинского района республики.

«ОЭГ» прикладывает все усилия, чтобы проблемы граждан, все-таки, решались. И по возможности оперативно. На сайте газеты выходят повторные публикации, в которых мы рассказываем, что уже удалось сделать. Но такое ощущение, что некоторые чиновники (которые, хотелось бы напомнить, существуют на деньги народа и для народа) просто-напросто не хотят выполнять свои прямые обязанности!

Порой ответы, приходящие от различных инстанций, написаны так формально и по-канцелярски, что просто диву даешься. Наверное, представители некоторых ведомств полагают, что, написав запутанный ответ, они выглядят очень умными. «Чем заумнее и непонятнее, тем быстрее от меня отстанут», - возможно, именно так мыслит наш чиновник. Ничего подобного! Гражданам не нужны витиеватые рассуждения («доводим до вашего сведения», «руководствуясь пунктом таким-то закона такого-то…», «в соответствии…»)… Им нужны четкие ответы – когда и как их частные проблемы будут решены?

На одном из семинаров по журналистике мне удалось побеседовать на эту тему с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Андреем Вырковским:

- Я сам в бытность журналистом сталкивался с такими же отписками. Бороться с ними, на мой взгляд, практически бесполезно, – считает специалист. – Единственный выход - завести во всех инстанциях знакомого чиновника, чтобы он комментировал ту или иную проблему по-человечески. В каких-то случаях мне это помогало. Но есть проблема – иногда процитировать информацию, полученную вот таким приватным образом, в статье уже нельзя.

Возникает вопрос - как же добиваться справедливости?

- Если вы не получили ответа на тот или иной запрос либо ответ вас не устраивает, - направляйте эту информацию к нам, в Министерство связи и массовых коммуникаций, - посоветовал в беседе с «ОЭГ» и.о. министра связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан Борис Мелкоедов. – Мы с коллегами постараемся помочь.

Как добавил Борис Мелкоедов, существует закон о СМИ, в соответствии с которым ответ должен быть дан обязательно. Кроме того, нужно понимать, что любой ответ – это фактически лицо министерства или ведомства. И в данном случае, если ответ «слабый», неполный, то это министерство само себе создает проблемы.

- На ваш взгляд, как бороться с канцеляризмами, которыми страдают чиновники?

- Здесь можно вспомнить выражение «не ругайте музыканта, он играет так, как может». Чиновник, который привык писать канцелярским языком, не может написать готовый ответ, который устроит журналиста. На мой взгляд, заниматься этим должна пресс-служба. Пресс-служба адаптирует текст, который написал чиновник для журналиста, а журналист, в свою очередь, адаптирует этот текст под свою аудиторию.

- Иногда чиновники настаивают на письменных запросах. Все это затягивает решение проблемы. Ваше мнение?

- Если вы отправили в то или иное ведомство письменный запрос, это необязательно предполагает проволочки с ответом. Всегда есть нормативные сроки. Далее - если дан размытый комментарий - задавайте дополнительные вопросы. На предметный вопрос у человека не должно быть другого выбора, кроме как дать однозначный ответ. К примеру, в комментарии много «воды», - прямо сообщайте об этом. Вот простой вопрос - а вы мне дайте простой ответ.

Хотя некоторые вопросы можно интерпретировать по-разному, - считает Борис Мелкоедов. – Из-за этого возникают непонимание или конфликты. Когда я сам работал сотрудником пресс-службы, незнакомых мне журналистов я просил сделать письменный запрос, чтобы не возникло недоразумений. Устный же запрос возможен тогда, когда есть личный контакт. И в любом случае, многое зависит о того, насколько качественно сформулированы вопросы или жалобы.

Таково мнение экспертов. Хотя, к сожалению, иногда, формулируй не формулируй, чиновники не хотят сотрудничать. То они находятся на совещании, то еще где-нибудь, на запросы, отправленные по факсу или электронной почте, не реагируют… Как вариант, на адрес «ОЭГ» приходит обезличенная и формальная отписка. Честно говоря, хотелось бы больше активности, а главное, эмоционального участия в проблеме от всех представителей вертикали власти. Всего-то и нужно - поставить себя на место обманутого дольщика, молодой мамы, вынужденной подниматься на девятый этаж без лифта или замерзающей пенсионерки.

Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: