В современном обществе все мы – потребители услуг. Услуг парикмахерских, автосервисов, заведений общественного питания, химчисток… Представьте на миг (тем более, что это не так уж и сложно): ваш обед в ресторане оказался несвежим; любимое пальто после химчистки село на два размера, а новая стрижка не оправдала ожиданий. Что мы делаем в таком случае? Правильно – машем рукой!
Но что делать, если плохо оказанная услуга становится причиной ущерба здоровью? Как например, в ситуации с уфимкой Светланой Мустафиной, матерью ребенка-инвалида Ивана Чигасова?
- Мой ребенок страдает ДЦП, является маломобильным (поражены ноги), - рассказывает Светлана свою историю в беседе с «ОЭГ». - 18 августа 2012 года после ортопедической операции мы возвращались в Уфу из Москвы (рейс № 151 «Трансаэро»). Ребенку сделали 15 разрезов мышц, с момента операции прошли сутки. Врачи разрешили моему ребенку сидеть, но запретили стоять или ходить. При посадке в Москве бортпроводники, как обычно, забрали у меня инвалидную коляску и заверили, что ее выдадут при выходе из самолета в уфимском аэропорту.
Но этого не случилось. Несмотря на мои просьбы, при выходе из самолета в Уфе коляску мне не выдали. Как объяснили уфимские бортпроводники, коляску выдадут «только с багажом». А ребенка к пункту выдачи багажа придется нести самостоятельно!
Делать нечего – я взяла сына на руки и отправилась к месту выдачи. Сильно торопилась, так как на дворе была ночь, и никто меня не встречал, очень боялась, что такси не дождется меня и уедет. Ребенка я усадила в свободное кресло и отошла за багажом. В этот момент слышу – плач, крики. Ваня потерял равновесие и упал, ударился о бетонный пол.
В результате падения у мальчика появилась гематома на одном из прооперированных участков ноги. Кроме того, сын ударился головой. Удар головой оказался несильным, но повреждение ноги является негативным осложнением, и влияет на послеоперационную реабилитацию...
Конечно же, я сразу попыталась связаться с руководством аэропорта. Сначала меня отправили к инженеру по багажу. Он не смог сказать мне ничего вразумительного и отослал к старшему смены – сотруднику аэропорта Усманову. Но этот сотрудник почему-то отказался принимать мою письменную жалобу. Специалист вызвал своего коллегу по фамилии Иванов. Сотрудники аэропорта пояснили мне, что для «выдачи инвалидной коляски, работникам аэропорта нужно спускаться на два этажа вниз, что якобы создает дополнительные нагрузки на сотрудников»…
Так я и бегала с ребенком и сумками от одного должностного лица к другому!
После случившегося я написала жалобу в Администрацию Президента Башкортостана Рустэма Хамитова, Прокуратуру РБ, администрацию Уфы и другие инстанции, - рассказывает женщина. – Ведь это уже не первая подобная история в уфимском аэропорту. В 2010 году я ездила с ребенком в санаторий Калининграда. В Москве и Калининграде бортпроводники выдавали мне коляску при выходе из самолета, безо всяких проблем. Но когда я прибыла в Уфу, коляску мне выдавать, опять же, отказались. То же самое случилось и в 2011-м, во время поездки в Турцию.
Также я знакома с еще одним примером. В уфимском аэропорту при выходе из самолета инвалиду Евгению Трубачеву отказали в выдаче инвалидной коляски. После широкого общественного резонанса менеджмент международного аэропорта Уфы отчитался, что принял все меры для комфортного обслуживания пассажиров. Однако, несмотря на это, поток жалоб на действия сотрудников аэропорта не прекратился.
С вопросом - что делать в этой ситуации - корреспондент «ОЭГ» обратился в Общество защиты прав потребителей Уфы.
- В данном случае речь идет о праве инвалидов на свободу передвижения. При обращении в суд шансов выиграть такое дело предостаточно, - считает глава Общества по защите прав потребителей Уфы Тимур Урманов. – Тем более, что при оказании услуги здоровью ребенка был причинен вред.
Есть особое мнение на эту тему и у представителей общественных организаций.
- На самом деле, уфимский аэропорт во многом не приспособлен для инвалидов, - считает заместитель председателя БРО Общероссийской общественной организации инвалидов «Факел» Альбина Бергалина. – Радует лишь то, что сейчас в столичном аэропорту запустили лифт, без него инвалидам было совсем туго. Кстати, иногда он не работает. Есть проблемы и с парковочными местами – они всегда заняты, затруднена процедура посадки и регистрации.
Как подчеркивает собеседница «ОЭГ», по правилам, коляска вообще не является багажом. Ее можно оставлять в салоне самолета в специально приспособленном для этого месте. Кроме того, за нее не нужно платить при перевесе.
Но, с другой стороны, сотрудников авиакомпании нужно обязательно предупреждать перед рейсом, что в самолете будет лететь инвалид. Это необходимо для того, чтобы бортпроводники сделали все нужные приготовления. Также при возникновении проблем всегда можно обратиться в медпункт аэропорта.
- Если уж зашла речь о доступной среде для инвалидов, не приспособлен для них и уфимский железнодорожный вокзал, - считает Альбина Бергалина. – Об этом мы знаем не понаслышке, так как являемся кураторами проекта «Доступная среда» для всех жителей с ограниченными физическими возможностями.
Как сообщает пресс-служба Президента РБ, Президенту Республики Башкортостан регулярно поступают жалобы на сотрудников Международного аэропорта «Уфа», связанные с бездушным и черствым отношением к людям с ограниченными возможностями, пожилым, пассажирам с маленькими детьми. Президент Башкортостана Рустэм Хамитов дал поручение соответствующим службам Правительства республики разобраться со сложившейся практикой игнорирования законных прав граждан на территории аэровокзального комплекса. Руководитель республики потребовал привлечь к ответственности генерального директора уфимского аэропорта Рамиля Тимиргазина, вплоть до его увольнения с должности, за неумение и нежелание организовать работу персонала аэропорта с пассажирами, нуждающимися в помощи и поддержке. Президент отметил, что главное для него в работе транспортных предприятий – справедливое и порядочное отношение к людям, и только потом - производственные и финансовые показатели.