"Человечество делится на водителей и пешеходов", утверждали Ильф и Петров. А еще мы, как известно, делимся на водителей и пассажиров. И, не открою ни для кого Америку, нерадивые «водилы» - это наша общая головная боль, а еще – испорченное с утра настроение, ну и у кого постарше – тахикардия и скачок давления.
Три года назад я проживала в Уфе в районе «Акбузата» и постоянно опаздывала на работу. Это где-нибудь в Германии садишься в автобус тютелька в тютельку по расписанию и отъезжаешь без проблем. У нас же – лотерея. Сегодня, скажем, вытянула счастливый билетик. Только подрулила к остановке – и тут же твой автобус. Садишься, доезжаешь вовремя. Все довольны: и ты, и начальство. Однако чаще всего выходило совсем иначе. С «Акбузата» добраться до моей работы без пересадок можно только на «мелкой» желтенькой «газельке» или на более габаритном «пазике». Пронырливая и верткая «газелька» останавливалась только тогда, когда требовалось кого-нибудь высадить. Ура! Значит, джекпот, я доберусь в два раза быстрее и с ветерком. «С ветерком» - это в точку сказано. На этой маршрутке мне попадался часто водила-экстремал, он гонял не хуже Шумахера. Все в салоне вжимались в сиденье и смотрели друг на друга ошарашенно, однако хоть бы раз кто-то сказал: «Эй, шеф, поосторожнее».
А вот с другим вариантом - «пазиком» – прямо беда. Стоишь зимой с самого ранья, всматриваешься в голубую темную даль. Едет, родной! И… на всех парусах – мимо. Ноги уже замерзли, поглядываешь на время. Может, второй остановится? Он обходит пристроившихся для высадки пассажиров два троллейбуса и тормозит далеко за остановкой. Бежишь во весь дух. Кричишь на ходу женщине, которая только что сошла: «Меня подождите!» Она тоже кричит и машет шоферу. Не может быть, чтобы не слышал, однако газует с места. Не добежала всего три метра. После такого наглого маневра к глазам подкатывают слезы. Чувствуешь себя маленькой букашкой, жалкой и бессильной. Начинаешь ненавидеть все это сообщество «водил». Потом вздыхаешь и садишься на первый попавшийся, чтобы добраться до проспекта Октября и там пересесть опять же на «пазик» (там он всегда останавливается).
Надо что-то делать. Звоню государственному автоперевозчику. «Это частники, - отвечают, - они к нам никак не относятся». Звоню в администрацию Уфы, отдел транспорта. Трубочку берет не секретарь, а сам руководитель Сергей Николаевич Плотников. Выслушал, согласился, что это безобразие. И – удивительное дело - стали маршрутки останавливаться! Позже мне на работу пришел письменный ответ, что с коллективом водителей этого маршрута проведена разъяснительная работа. Как сейчас обстоят дела с остановкой на «Акбузате» – не знаю, теперь я хожу до работы пешком.
Хамство водителей – еще одна проблема, с которой постоянно приходится сталкиваться. Нет, не все так плохо, есть среди шоферов и балагуры-весельчаки, и воспитанные, порядочные люди. Сейчас не об этом. Я о таких, которые негодуют, когда им за проезд отсчитываешь мелочь, меж тем сами могут со 100 рублей сдать медяками. О тех, которые кроют матом других участников дорожного движения, и это слушают женщины и дети. А еще вот такой типаж встречается часто. Недавно наблюдала такую картину. Вошла в автобус сухонькая чистенькая старушка. Долго крутила головой, соображая, где это она едет, а потом обратилась к водителю:
- Сынок, не подскажешь, на какой остановке мне у церкви выйти?
«Сынок» как воды в рот набрал. Что стоило ему, не поворачивая головы, ответить одним предложением? Бабуле объяснили пассажиры, а одна женщина, между тем, громко во всеуслышание заявила:
- А водитель, наверное, и не знает, где выходить!
- Я вам не кондуктор! – ответил тот флегматично.
Бывает, заскакивают в салон дети и честно просят:
- Дяденька, у меня денег нет, можно одну остановку проехать?
Ну и что, жалко тебе? Такой пацанчик хороший, ты же частник, контролеров на тебя нет, а сделаешь приятное мальчишке! Кто-то молча кивает головой, а вот один, ну очень обозленный на весь белый свет, знаете, как поступил? Он даже не сказал «нет», выскочил из кабины и кинулся парнишку вытаскивать. У мальчика сначала такие испуганно-непонимающие глаза были. Он и сам пулей выскочил.
- Да пусть едет, я за него заплачу! – вмешался сердобольный дед, но водитель газанул с места.
Я повернулась и посмотрела на расстроенное лицо мальчишки, лет ему было семь-восемь. Детские обиды быстро забываются, но теперь он уже, наверное, никогда не попросит об этом.
Вопиющий случай произошел 18 июня: в 12.40 в Уфе, на перекрестке улица Шафиева - проспект Октября автобус резко затормозил. В салоне находилось 20 пассажиров. 62-летняя женщина отлетела на сиденье и сломала ребра. Вот так: отправилась по делам, а попала в больницу. Вообще, если кто не заметил, почему-то водители предпочитают трогаться с места рывками и точно так же тормозить, нисколько не считаясь с пассажирами. Заходишь в салон и, не успев еще приземлиться на сиденье, судорожно хватаешься за поручни. Не схватился – значит, упал. Ведь обычно водитель с места не трогает, а как будто бросается в бой на амбразуру.
Как этот инцидент прокомментировали в УГИБДД МВД по РБ? Вот что пояснил «ОЭГ» сотрудник пресс-службы республиканской Госавтоинспекции Линар Зиннуров:
— В отличие от других, водитель общественного автотранспорта должен быть в десятки раз более осторожным, ведь за его плечами жизни пассажиров. В отношении 31-летнего водителя автобуса проводится проверка. Возможно, это было экстренное торможение. Вообще, несравнимо большую головную боль нам доставляют коммерческие маршруты.
- Еще хотелось бы разобраться с такой ситуацией, когда коммерческие маршрутки обгоняют друг друга, в результате могут «пропустить» одну остановку, а на следующей собрать человек пять-шесть. В результате пассажиры имеют счастье наблюдать, как водители подрезают друг друга и ругаются матом в погоне за их кошельком.
- У частников расписания как такового нет, они дефилируют в порядке живой очереди, которая зиждется на неписаном правиле: «кто успел – тот и съел».
- Какова статистика аварийности по вине водителей общественного транспорта?
- С начала года по республике было совершено 28 ДТП, в результате три человека погибли, 39 пострадали. В основном это – водители коммерческой структуры.
Что и говорить, работа водителей общественного транспорта вызывает много нареканий. Хотелось бы добираться до места цивилизованно – не слыша по дороге ругани и, главное, вовремя. Еще хотелось бы, чтобы водители были вежливы и (предел мечтаний!) – одеты в белые рубашки, при галстуках. Вообще, чтобы за руль садились просто хорошие люди и отличные профессионалы.