Пока тебя не мучает никакой недуг ты даже и не задумываешься о таких высоких материях как Конституция, Право, Закон… Но что-то в моем окружении совершенно неуязвимых не наблюдается. Живой человек на то и живой, что-то там кольнет, тут заноет. Практически все вынуждены периодически контактировать с медиками.
Вот и у меня настала очередная хворь: сухой мучительный кашель и дурацкая температура в 37 градусов не отпускали третью неделю, хотя я и боролась с ними самыми проверенными способами. Заподозрив, что дело все-таки не совсем ладно и придется идти к врачу, обреченно набрала уже привычный номер единой городской записи. Обреченно, потому что поняла, что без больничного – увы! – не обойтись, придется прервать напряженный рабочий процесс… Я точно знаю, что не одинока в своем упорстве избегать поликлиники по месту регистрации и проживания до последнего: изнуряющие очереди, явки к доктору через каждые два дня, ежедневные анализы – в общем, не столько лечение, сколько мучение для ослабевшего больного. Как и многие работающие уфимцы, я иду к врачу, только если без бумажки – больничного листка – уже не обойтись. Вот как в этот раз. И что же?
Конец мая. Вроде бы, не период эпидемий гриппа или ОРЗ. Тем не менее, девушка на том конце провода невозмутимо ответила:
- К своему терапевту вы сможете попасть через восемь дней – талончиков больше нет.
- То есть как это?!
По-видимому, даже на расстоянии она услышала в моем голосе безграничное изумление. И задала вопрос, который вообще ввел меня в ступор и на несколько секунд просто лишил меня дара речи:
- А что – вам срочно нужно, да?
- Вообще-то на прием к терапевту не от скуки записываются… Тогда запишите меня, пожалуйста, к любому другому – у кого сегодня после обеда или завтра «окошко» есть.
Такой выход из положения, в случае, если участковый терапевт по какой-то причине недоступен, всегда практиковался. Однако на этот раз:
- Извините, теперь это невозможно. Талончики вам дадут только к своему терапевту. Так вы будете записываться?
Ждать, чем закончится мое состояние еще через восемь дней, уже не имея возможности нормально работать, я не могла. И пришлось идти незаконным, но проторенным и эффективным путем – обращаться к знакомому врачу. Без всяких очередей и талонов меня быстро осмотрел грамотный специалист, направил на анализы и, наконец, выписал вожделенные лекарства, которые давали мне драгоценную возможность быстро вернуться в строй. Меня же не оставлял легкий шок от последнего общения с девушкой из службы записи к врачу по телефону: что это –новый изощренный способ заставить нас не болеть? Или продуманный «естественный отбор»? Да – в нашей рядовой поликлинике Орджоникидзевского района Уфы практически невозможно было попасть к невропатологу, куда меня направил тогда еще вполне доступный терапевт (не знаю, как сейчас обстоит с этим дело, после двух месяцев безрезультатных попыток получить талон в прошлом году я сдалась. Их постоянно не было: разобрали – так отвечали мне в регистратуре в любое время суток, даже в семь утра). Почти также дело обстоит с ЛОР-врачом. Но это – специалисты в единственном лице, как правило, на всю поликлинику. Терапевтов же не менее десятка. В чем же дело?
Почти в это же время я услышала от знакомой, которая живет в Уфимском районе и обычно ездит в республиканскую больницу – по месту своей регистрации, как и полагается, – что на прием в РКБ имени Куватова порядок записи на прием тоже изменился. Настолько, что, похоже, проще лечь и умереть: теперь введена запись на электронную очередь после того, как ты взял направление у своего терапевта. Легко сказать – на практике оказалось, что процесс выматывает до предела и в итоге попасть реально лишь к одному специалисту. Чтобы ехать в Уфу к другому – заново следует пройти тот же «круг ада». Тогда как раньше знакомая проходила за один приезд нескольких врачей… Впрочем, тут вспоминается свежий анекдот:
- Слушай, как же дорого болеть нынче… Проще на тот свет уйти.
- Да? Тогда пойди, посмотри – какие расценки на ритуальные услуги.
Не хочется заканчивать на такой грустной ноте. Но как тут не задуматься о высоких материях – Конституции, все еще гарантирующей нам бесплатную медпомощь, и Законе, который, вроде бы, на стороне пострадавшего?