Все новости
Доколе
23 Апреля 2012, 12:55

Как пайщики в Уфимском районе остались без земли

Автор рассказывает о «гримасах» земельной реформы, с которыми столкнулись жители Уфимского района при попытке реализовать свое законное право на владение земельной долей.

Фото с сайта www.obozrevatel.com.
Фото с сайта www.obozrevatel.com.

Уже двадцать лет идет в стране аграрная реформа, государство расстается со своей монополией на землю. Владеть ею, в первую очередь, должны те, кто работает на ней. Соблюдается ли этот принцип? Увы, далеко не всегда и не везде. О чем свидетельствует история с приватизацией земли в Уфимском районе.

Группе пайщиков, тружеников аграрной фирмы имени Цюрупы, был выделен целевой участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах поселения Булгаковского сельсовета. На нем необходимо было произвести земельно-кадастровые работы с тем, чтобы нарезать каждому пайщику реальную долю, долю в натуре, право собственности на которую до этого момента оставалось виртуальным. Для выполнения их дольщики заключили договор с муниципальным Агентством землеустройства и архитектуры, предоставив все необходимые документы и произведя полную предоплату этих услуг, перечислив исполнителям 125 тысяч рублей. Пайщики обеспечили инженера-геодезиста транспортом, организовав его выезд в поле. Произведя межевание, землеустроители заверили дольщиков, что в течение двух-трех недель полностью выполнят все условия договора и поставят участок на учет. Это было сказано в середине мая прошлого года. О том, как развивались события далее, рассказывает одна из дольщиц, Герой Социалистического Труда Зоя Павловна Коршунова. В семидесятые-восьмидесятые годы минувшего века автору этих строк довелось не раз писать об этой женщине, бригадире овощеводов совхоза имени Цюрупы, чьи рекордные урожаи сделали ее имя известным далеко за пределами республики.

- Прошло не две-три недели, а четыре месяца, - говорит Зоя Павловна. - Все это время мы тщетно пытались повлиять на руководство агентства, направляя ему письма с требованием скорейшего выполнения договорных обязательств. И в итоге добились «результата», который нас ошеломил. В сентябре мы узнали, что наш участок поставлен на учет, но под чужим номером и... другой группой пайщиков еще 23 марта 2011 года. Как такое могло произойти, если по данным службы землеустройства и администрации Булгаковского сельсовета, этот участок до закрепления его за нашей группой по решению общего собрания дольщиков значился свободным? Почему администрация сельского поселения позволяет кому-то оформлять земельные доли в обход закона и за спиной их настоящих владельцев? Не получив ответа на эти вопросы ни в администрации Булгаковского сельсовета, ни в агентстве землеустройства и архитектуры, я записалась, причем с немалым трудом, на прием к главе администрации Уфимского района Рашиту Фанисовичу Саттарову. Но в назначенный день прием не состоялся. Мне объяснили, что главу района срочно куда-то вызвали. Тогда я в тот же день написала на имя Саттарова обрашение, в котором от имени нашей группы дольщиков просила его разобраться в причинах нарушений, связанных с оформлением права собственности на приватизируемую землю.

В этом месте нашей беседы наступила пауза. Я подумал, что Зоя Павловна сейчас расскажет, как главный чиновник района позвонил ей, извинился за вынужденный, если его действительно куда-то вызывали, срыв приема, как, в конце концов, помог дольщикам, предприняв меры по наведению порядка в организации приватизации земли. Но то, что я услышал, никак не вязалось не только с образом руководителя района, но и просто нормального человека.

- Нет, он мне не позвонил, - сказала Зоя Павловна, угадав мои мысли. - Не извинился. Никак не отреагировал Саттаров и на мое письменное обращение к нему, оставленное в его приемной в день сорвавшегося приема. Получается, что я обращалась не к должностному лицу, а в какую-то пустоту,  из которой не услышать ни ответа, ни привета. Конечно, мне, проработавшей с моим мужем на этой земле по сорок лет, обидно и больно видеть такое отношение к человеку. И мне стыдно за такого руководителя перед теми людьми, с которыми я вместе работала и которые поручили мне обратиться к нему. Ведь все мы видим, что среди владельцев земельных долей есть люди, которые не имели никакого отношения ни к совхозу в прошлом, ни к агрофирме сейчас, чья земля приватизируется. Кто же преступно содействует им в получении паев, на которые они не имеют никакого права?

Зоя Павловна, видимо, не хотела завершать нашу встречу на грустной ноте и, наверное, поэтому по контрасту с рассказанной историей вдруг вспомнила о светлом событии в своей жизни. О встрече с Президентом республики. Рустэм Закиевич в канун Первомая в прошлом году устроил торжественный прием в честь Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы республики. Зою Павловну поразили душевность и простота высокого руководителя в общении с ветеранами труда, та искренняя заинтересованность, с какой расспрашивал он о том, как они живут, что их волнует, что печалит. Президент обратился со своими вопросами и к ней. Коршунова сказала, что ей больно видеть пустующие, заросшие сорняками поля. А ведь на этих землях ее бригада в свое время выращивала по 600-800 центнеров овощей с гектара, отправляя потребителям по сто большегрузных машин с витаминной продукцией. Надо, подчеркнула она, чтобы у земли был настоящий хозяин.

Вопросы, которые поднимали ветераны, находили живой отклик у президента, по многим из них он был «в курсе» и рассказывал своим гостям о том, что делается по их решению.

Часто вспоминая о той теплой встрече, Зоя Павловна, в конце концов, пришла к мысли рассказать президенту о тех «гримасах» земельной реформы, с которыми столкнулась она со своими односельчанами при попытке реализовать свое законное право на владение земельной долей. И тогда она села за письмо президенту.

Уже много лет она ходит по улице родного села Булгаково, носящей ее имя. Имя Героя Социалистического Труда, заслуженного агронома республики. Имя женщины, трижды избиравшейся депутатом республиканского парламента, почетного гражданина Уфимского района. А нынешний глава администрации этого района, наверное, останется в истории. Как единственный из всех районных, городских и республиканских начальников, который не нашел возможности принять знаменитую современницу.

Автор:Зиновьев Александр Сергеевич
Читайте нас: