Все новости
Доколе
20 Апреля 2012, 12:38

Башкортостан: ветерану отказали в пенсии за потерянную руку

Ветерану-афганцу, потерявшему в боях руку, отказали в законной выплате за инвалидность. Отказ в отделе соцзащиты мотивировали классическим чиновничьим буквоедством. 

Фото с сайта www.demo.express-web.ru.
Фото с сайта www.demo.express-web.ru.

Случаи вопиющей несправедливости по отношению к участникам боевых действий получили распространение на территории Башкортостана. Один из них не так давно произошел в селе Красноусольский Гафурийского района. Ветерану-афганцу, потерявшему в боях руку, отказали в законной выплате за инвалидность. Отказ в отделе соцзащиты мотивировали классическим чиновничьим буквоедством. Мол, по закону выплата положена за «военную травму», а у вас в документах написано «ранение».

Перепробовав все способы отстоять свои права у себя в районе, инвалид обратился к депутату Госдумы Иршату Фахритдинову, надеясь, что хотя бы тот поможет добиться справедливости. И придя на прием, узнал, что он здесь, оказывается, не один такой. «Афганцы», «чеченцы» - все, кто пострадал в «горячих точках», едут из малых городов и сел республики в Уфу в надежде добиться от Родины положенных льгот за честно исполненный перед ней долг.

- Случай с ветераном из Гафурийского района просто поражает бездушием чиновников, - считает Иршат Фахритдинов. – В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» гражданам положена ежемесячная денежная компенсация за инвалидность, полученную во время службы. Закон этот был принят 7 ноября 2011 года. Речь идет не о таких уж больших деньгах – от 2 800 до 14 тысяч рублей, в зависимости от группы инвалидности. Деньги, конечно, не компенсируют потерянных рук и ног. Но это хоть какая-то поддержка ветеранов.

Как же получилось так, что «афганца» из Красноусольского оставили ни с чем? По словам Иршата Фахритдинова, формальная возможность дать человеку «отлуп» появилась у чиновников из-за разночтения в тексте федерального закона и в медицинской справке МСЭК (ВТЭК). В законе написано, что компенсация положена за инвалидность, наступившую в результате «военной травмы», а в справке указано, что ветеран получил не травму, а «ранение».

- Такое разночтение произошло из-за того, что в 1980-е годы, когда ветеран принимал участие в боевых действиях в Афганистане, термин «военная травма» не применялся. Он появился позднее. Поэтому в справках указано «ранение», - пояснил Иршат Фахритдинов. – Там, где служащие территориальных органов соцзащиты более компетентны и знают об этом, проблем с выплатами не возникает. В Гафурийском районе об этой детали, очевидно, просто не знают, потому и несправедливо обидели человека. Когда мы в Госдуме принимаем законы, то не можем предусмотреть все нюансы и диагнозы, как существующие, так и существовавшие раньше.

Действительно, чтение закона должно предполагать хотя бы минимальный элемент сообразительности, а не только буквоедство. Ведь понятно, что ранение, повлекшее за собой потерю руки, является военной травмой. А для тех, кстати, кто сообразительности совсем лишен, имеется «Положение о военно-врачебной экспертизе», утвержденное постановлением Правительства РФ №123 от 25 февраля 2003 года, где в пункте 41 черным по белому написано, что «военной травмой» является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы. Разве потеря руки – не увечье?

Как же решится судьба ветерана? Иршат Фахритдинов намерен обратиться в Министерство труда и социальной защиты Башкортостана с просьбой разобраться, почему на месте не выдали положенную компенсацию. Он также собирается предложить Минтруда провести специальное обучение с сотрудниками территориальных органов соцзащиты по 306-му федеральному закону, чтобы случаи подобной несправедливости не повторялись впредь.

Возможно, после депутатского вмешательства, ветеран получит свою льготу. Но даже если и так, это не решит самой сути проблемы. Ведь за каждым таким обращением стоят десятки других обделенных людей, которые не могут пробиться через бездушие и некомпетентность чиновничьего аппарата. Ну не каждый же поедет решать этот вопрос откуда-нибудь из Зауралья в Уфу. А некоторые инвалиды просто физически не в состоянии поехать. Да и с какой стати они должны унижаться, тратить время и силы, чтобы получить то, что им должны предоставлять по первому требованию?

В Уфе ветеранов обижают все-таки не так часто. И дело даже не в том, что здесь работники органов соцзащиты лучше разбираются в законодательстве или менее черствы. Просто в региональном центре больше возможностей отстоять свои права. Есть куда пожаловаться – в Минтруда РБ, депутатам, в Администрацию Президента РБ. А что делать тем, кто сталкивается с бездушием чиновников на селе? Там люди оказываются просто беззащитными. Кроме того, многие из тех, кто и поехал бы жаловаться в Уфу, просто боятся это делать, справедливо опасаясь за свою дальнейшую судьбу. Ведь возвращаться-то все равно придется в родной район, где тебя, как говорится, каждая собака знает, и где ты вновь будешь зависеть от тех чиновников, на которых нажаловался.

Как же добиться справедливости? У Иршата Фахритдинова есть на этот счет особое мнение.

- Судьбы участников боевых действий, должны решать такие же ветераны, как и они сами, - считает он. – К примеру, я воевал в Афганистане, в Чечне, в Абхазии. Я хорошо знаю законодательство, связанное с предоставлением льгот ветеранам, могу четко определить, кому какие льготы положены. И таких людей достаточно много. Специалисты с хорошим образованием, сами поварившиеся в этом «котле», найдутся в любом городе. Почему бы не предложить им соответствующие должности в органах соцзащиты? Служащие из числа самих ветеранов человечнее относились бы к людям.

На первый взгляд подобное предложение кажется утопичным. Ну, действительно, нельзя же взять и поменять в один день всех служащих соцзащиты. И все-таки, может быть, в этом предложении есть свое рациональное зерно и систему подбора кадров на такие должности действительно стоит изменить? Ведь на самом деле не выходит ничего хорошего, когда пироги печет сапожник. Почему же ветеранами занимаются иной раз люди, недостаточно для этого подготовленные?

Автор:Рустамов Ойген
Читайте нас: