Все новости
Доколе
23 Февраля 2012, 11:53

Кто защитит защитников Отечества?

Автор рассуждает о бедственном положении, в котором оказываются ветераны Великой Отечественной войны.

Фото с сайта www.telegraph.co.uk.
Фото с сайта www.telegraph.co.uk.
День защитника Отечества – не просто праздник всех мужчин, независимо от их возраста и отношения к воинской службе. Прежде всего, это праздник людей в военной форме и особенно бывших фронтовиков, которые с оружием в руках защищали Родину.
Все меньше среди нас остается участников Великой Отечественной войны. Все труднее им справляться с болезнями и тяжестью прожитых лет. Ведь самым «молодым» из них – тем, что из последнего военного призыва, уже под 85. Есть еще участники локальных войн и другие защитники Отечества, которым тоже пришлось сполна хлебнуть лиха. Но давайте поговорим сегодня о ветеранах Второй мировой.
Чуть ли не каждый месяц приходится слышать о том, что избили одного ветерана, другого, третьего… Отняли фронтовые награды, деньги, ценности. Последний вопиющий случай произошел в Калининграде, где молодыми гастарбайтерами был избит, а затем ограблен 91-летний ветеран Великой Отечественной войны. Старый, больной человек оказался один на один со злоумышленниками и, слава Богу, остался жив. Бывают ведь и более трагические случаи. Но случается и такое, что на бывших фронтовиков поднимают руку собственные дети, внуки, правнуки. Порою из-за квартиры, которую старики получили еще в советское время или сейчас, по жилищному сертификату, их готовы выгнать на улицу, поселить в садовом домике без удобств, отвезти в заброшенную деревню. Пусть эти случаи не носят массового характера, но факт остается фактом. А еще более частое явление – иждивенчество молодых и здоровых членов семьи, привыкших жить за счет ветеранов. Пенсии у многих хорошие – с доплатами более 20-30 тысяч рублей. А много ли старикам надо? Еда, лекарства и минимум вещей. Но иногда и самого необходимого их лишают корыстные родственники. А они, бедолаги, не привыкли жаловаться, довольствуются малым, а некоторые вообще не способны постоять за себя из-за плохого самочувствия.
По данным на конец прошлого года, в Башкортостане оставалось обеспечить жильем порядка 2200 участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свыше четырех тысяч ветеранов получили от государства жилищные сертификаты и уже приобрели квартиры. Можно только порадоваться за них. Но при этом не исключено, что часть из этих счастливчиков опять оказалась не в лучшем положении. Думаю, соответствующая комиссия должна проверять, что происходит в квартире после заселения, живет ли там ветеран или «заботливые» родственники заставили его переселиться куда-нибудь подальше.
Недавно мне рассказали случай, как после смерти фронтовика на его просторную квартиру, выделенную государством еще в 90-е годы и доставшуюся вдове, ни с того, ни с сего стал претендовать племянник, которого практически никто не знал. Ловкий родственничек отсудил-таки половину жилой площади. А есть еще и охотницы за вдовцами – участниками войны. Моложавые энергичные женщины знакомятся со старичками, оформляют с ними брак, уговаривают их подписать дарственную на квартиру, а потом делают все, чтобы новоиспеченные мужья не заживались на этом свете.
Чтобы всех этих кошмаров не происходило и пожилые защитники Отечества могли спокойно доживать свой век в нормальных условиях, существуют цивилизованные формы обустройства их быта. Во-первых, социальное жилье типа малосемейного общежития со всеми удобствами. Оно выдается ветерану и одному члену его семьи (супруге, сыну, дочери, внуку, а при их отсутствии – опекуну) бесплатно, но без права это жилье приватизировать, а затем продавать. Когда жилье освобождается (увы, все мы смертны), туда заселяется другой нуждающийся человек – пенсионер или инвалид. Жилье находится как бы в пожизненной аренде, а прописанный там квартиросъемщик платит только за коммунальные услуги.
С такой системой я познакомилась в Германии, когда в 2001 году в течение месяца жила в городе Йена. У моих друзей родители пожелали жить именно в таком доме. У них была отдельная двухкомнатная квартира с большой лоджией. Удивляла уютная обстановка в коридорах (ковролин на полу, цветы на подоконниках, картины в рамочках на стене), вместительный лифт, куда могла въезжать инвалидная коляска. Газоны и клумбы во дворе. И все это, представьте, в бывшей советской казарме. Много их освободилось тогда, после вывода наших войск из ГДР. Конечно, такой социальный дом был не единственным. Здесь был целый комплекс домов-гостиниц со своей управляющей компанией. Заселялись туда в основном пожилые люди и инвалиды. Рядом находились поликлиника, магазин, почта и т.д. По-моему, хорошее решение проблемы.
Есть и другой цивилизованный способ – для тех, кто совершенно одинок и не может обходиться без посторонней помощи. Это пансионат или дом престарелых с комнатами на одного-двух человек, обязательно с санузлом, с общей столовой и комнатой для отдыха, бытовыми помещениями и т.д. В Германии такие пансионаты весьма распространены. Они подразделяются на частные и государственные. За пребывание в них люди платят часть своей пенсии, а у кого она слишком мала, доплачивают родственники или спонсоры.
Мне кажется, такой благоустроенный дом-общежитие для ветеранов можно построить в Уфе за два года. И то, что квартиры там не будут передаваться по наследству, считаю вполне справедливым. Ведь государство предоставляет жилье ветеранам, а не их близким и дальним родственникам. На первом этаже – кабинет медсестры, клуб для общения, спортзал. Разве наши старики этого не заслужили? К сожалению, большинство фронтовиков ушло из жизни сравнительно молодыми, так и не почувствовав внимания государства. Так пусть хоть оставшиеся в живых будут вознаграждены за их ратные и трудовые подвиги.
Автор:Колоколова Любовь
Читайте нас: