Все новости
Доколе
16 Января 2012, 17:22

Церковь требует вернуть четыре здания в Уфе

По федеральному закону здания, принадлежавшие до революции церкви, государство должно вернуть ей. Но чиновники не торопятся это делать. 

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Русская православная церковь хочет вернуть себе четыре здания в Уфе, принадлежавшие ей до революции. Права религиозной организации на безвозмездную передачу зданий защищены соответствующим федеральным законом. Достигнуто и взаимопонимание по этому вопросу с Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым. Однако чиновники на местах почему-то не торопятся возвращать имущество, придумывая всякий раз какие-нибудь уловки.
А предыстория проблемы такова. 30 ноября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Этот закон предполагает безвозмездную передачу зданий, ряда земельных участков и иного имущества, за исключением музейных ценностей и национального библиотечного фонда, Русской православной церкви, мусульманским духовным управлениям и иным религиозным организациям. Речь идет преимущественно об имуществе, принадлежавшем им до революции и конфискованном после 1917 года.
В свое время, после вступления этого закона в силу, в СМИ и в интернете, как из рога изобилия, посыпались обвинения в адрес ненасытных священников, которые якобы, злоупотребляя этим законом, повсеместно присваивают себе памятники архитектуры и культуры. Однако давайте взглянем на то, как реально обстоят дела с реализацией закона о реституции церковного имущества хотя бы на примере нашей республики.
По словам митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, в Башкортостане передаче церкви подлежат в общей сложности 190 зданий. И наиболее сложно вопрос с их возвращением решается в Уфе. В этом городе церковь до сих пор не получила ни одного здания, хотя с момента вступления федерального закона в силу прошло уже более года. Почему же местные власти не торопятся исполнять федеральный закон?
- Я встречался по этому вопросу с Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым, - прокомментировал ситуацию митрополит Никон на недавней пресс-конференции. – Он с пониманием отнесся к данной проблеме. И процесс передачи зданий в нашей республике запущен. В свою очередь, мы тоже понимаем все связанные с ним сложности, понимаем, что для передачи нам зданий, кого-то придется переселять из них.
Но хотя руководство Башкирии понимает проблему и хочет ее решить, на местах, по словам митрополита Никона, дело нисколько не движется. Чиновники почему-то наоборот предпринимают все возможное для того, чтобы максимально затормозить процесс передачи.
В пример владыка Никон привел дом по улице Зенцова, в котором до революции располагалось административное здание Вознесенского храма, а впоследствии - вечерняя школа.
- Как только я стал просить вернуть здание, администрация города его тут же кому-то отдала в аренду, якобы под частный детский сад, - сказал митрополит Никон. – Понятно, чтобы не возвращать его.
Действительно, в соответствии со статьей 12 ФЗ № 327, то муниципальное и государственное имущество, которое сдано в аренду третьим лицам, может быть возвращено религиозной организации только после истечения срока договора аренды. И это значит, что вопрос с возвращением данного здания откладывается в долгий ящик.
А вот еще один пример. В 1990 году владыка Никон просил передать церкви здание бывшего женского духовного епархиального училища по улице Тукаева, 48. На тот момент здание находилось в полуразрушенном состоянии. У него не было ни окон, ни крыши, ни дверей. Но как только зашла речь о передаче, дом тут же отремонтировали и устроили в нем сначала госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны, а потом госпиталь ветеранов войн. Естественно, Уфимская епархия сняла тогда все свои претензии на это здание. Ну, согласитесь, как-то нелепо выглядели бы священники, пришедшие выселять на улицу несчастных ветеранов. Конечно, закона о реституции на тот момент еще и в помине не было, но все-таки этот случай хорошо демонстрирует принципиальное нежелание местных чиновников отдавать что-либо церкви.
В Уфе сохранилось много дореволюционных зданий, принадлежавших РПЦ. Митрополия в Республике Башкортостан хочет вернуть себе хотя бы четыре из них. Помимо обозначенного выше госпиталя ветеранов войн, это здание бывшей уфимской духовной семинарии по улице Карла Маркса, 3, где сейчас расположены несколько министерств и ведомств, а также жилой дом по улице Карла Маркса, 5/7 – в нем до революции располагалось общежитие семинаристов. Четвертый объект, на который претендует церковь – бывший Вознесенский храм по улице Зенцова, где теперь расположена общеобразовательная школа №10 Ленинского района Уфы, и уже упоминавшееся административное строение этого храма рядом с ним. Кстати, спортзал 10-й школы сегодня находится в аккурат на том самом месте, где раньше был алтарь Вознесенского храма. Вблизи этого алтаря издревле хоронили церковных настоятелей. По сути, это кладбище. Суеверие, конечно, нынче не в моде, но все-таки вряд ли вам станет приятно, если вы узнаете, что ваш ребенок на уроках физкультуры скачет по костям…
Зданий, принадлежавших церкви, в Уфе на самом деле гораздо больше. Это, к примеру, и левое крыло Башгосуниверситета – бывшее мужское духовное училище, и двухэтажный жилой дом на перекрестке улиц Гоголя и Заки Валиди, где когда-то жили преподаватели этого училища. Но церковь не претендует на них, прекрасно понимая, что вернуть все не удастся.
- Хорошо будет, если мы сумеем дождаться возвращения хотя бы четырех указанных зданий, - сказал митрополит Никон. – Сегодня самая главная наша проблема – отсутствие полноценного здания епархиального управления. То строение по улице Сочинской, 29, в котором мы сегодня располагаемся, давно уже находится в ветхом состоянии и не соответствует никаким современным условиям работы.
Ситуация с прежними церковными зданиями, по мнению митрополита Никона, очень напоминает ситуацию с детскими садами. Когда-то их у нас было много. Но в перестроечные годы их либо распродали, либо перепрофилировали. И вот теперь, когда рождаемость повысилась, мы кусаем локти и не знаем, как их вернуть, и что делать с многотысячными очередями в детские сады.
- Все некогда церковные здания сегодня заняты различными организациями, переселить которые не так-то просто, - пояснил митрополит Никон. – Кроме того, как только я назову какое-нибудь здание, принадлежавшее ранее церкви, его обязательно тут же продадут кому-нибудь, либо сдадут в аренду или перепрофилируют.
Вот и получается, что федеральный закон до сих пор существует лишь на бумаге. Есть здания, подлежащие передаче, есть государство и муниципалитеты, которые должны здания передать, есть церковь, которая надеется их получить. Но реальной передачи нет. Одни здания проданы, другие в аренде, в третьих госпитали, в четвертых школы или детские сады. Чиновники разводят руками. Чтоб передать старое здание церкви – нужно сначала построить новый госпиталь или школу. А строить якобы не на что.
Различные законы о реституции приняты, кстати, во многих странах. В Прибалтике, например, они достаточно жесткие. На основании таких законов новые хозяева просто приходили и выкидывали старых на улицу. Но ведь у нас все прекрасно понимают, что Русская православная церковь никогда не выставит на улицу ни детей, ни ветеранов. Поэтому церкви в такой ситуации остается лишь молчать и терпеливо дожидаться, когда же ей вернут хоть часть подлежащего передаче имущества. Интересно, долго ли ей еще придется ждать, когда чиновники соизволят исполнить федеральный закон?
Автор:Рустамов Ойген
Читайте нас: