Для чего нужны чиновники самых разных уровней? Ответ прост – для того, чтобы заботиться о народе. Властям местного уровня полагается решать мелкие задачи, властям республиканским достаются проблемы покрупнее, федеральным приходится разбираться с самыми важными и масштабными социально-экономическими вопросами. К сожалению, в некоторых случаях, вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, власть предержащие злоупотребляют своим положением. А все потому, что их деятельность зачастую непрозрачна, закрыта для населения.
Что же делать? Последнее время в стране ведутся разговоры о том, как решать эту проблему. Считается - совершенно справедливо - что граждане должны получить доступ к информации о деятельности органов власти. Ведь в противном случае они не могут активно участвовать в управлении делами государства. И, в сущности, ряд шагов в этом направлении уже сделан. Так, например, в 2010 году вступили в силу федеральный и республиканский законы о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно им, органы власти должны стать более открытыми и доступными для граждан, а значит, «подотчетными обществу».
Но как реализуется на деле этот закон? Недавно в «Общественную электронную газету» обратилась женщина, ветеран труда, недовольная действиями местной власти. Она рассказала, что в июне 2011 года глава администрации села Новомуллакаево Караидельского района РБ Вячеслав Кальсин расформировал состав действующего женсовета села. И без проведения собрания сам же сформировал новый состав женсовета.
- Глава мотивировал расформирование женсовета тем, что, якобы, женщины много занимаются сплетнями. Кстати, сплетнями он называл критику в его адрес, в адрес работников местного СДК, а сколько полезных дел, сделанных женщинами за год работы, он упустил из виду! – сообщила читательница в беседе с «ОЭГ». - Действующий женсовет был расформирован в июне этого года, назначенный главой женсовет начал функционировать в июле, а 9 декабря было отчетно-выборное собрание этого назначенного женсовета. В отчете фигурировали в основном мероприятия, проделанные расформированным женсоветом и ни слова о тех женщинах, которые все эти мероприятия провели и организовали!
О произошедшем неравнодушная жительница села сообщила во время «прямого провода» председателю Комитета по местному самоуправлению и общественным объединениям Госсобрания–Курултая РБ, депутату Рустэму Кузбекову. Также она несколько раз связывалась по телефону с самим главой, указывая на его неправомочные действия. И поплатилась за это. На отчетном собрании ее за глаза, что называется, «облили грязью». Было проведено бурное обсуждение ее якобы «недопустимого» поведения. При этом сама женщина на собрании отсутствовала.
- Даже уголовных преступников не судят в их отсутствие! Глава поселения таким образом дискредитирует само понятие самоуправления на селе, показывая свою несостоятельность, лживость, - считает обратившаяся. - И даже если появляется человек, который осмелится сказать ему, что он не прав - то этот человек становится изгоем. А все почему? На селе люди более инертные, власть не меняется десятками лет, и, хотя власти уже никто не верит, она, тем не менее, чувствует себя на высоте. Как нам дальше жить с безверием к власти?
Всего в новый состав женсовета не попали четыре пенсионерки. У каждой активная жизненная позиция. Одна из них занимается художественной самодеятельностью, поет, пишет сценарии...
За комментарием по этому поводу «ОЭГ» обратилась в администрацию сельского поселения. И вот что удалось выяснить:
- В старом женсовете было 12 человек. И на собраниях они постоянно ссорились, ругались между собой, - пояснил глава сельского поселения Новомуллакаевский сельсовет Вячеслав Кальсин. – Возникала «междоусобица». В результате организация стала неработоспособной. Тем не менее никто (и в частности я) женсовет не разгонял. Просто председатель женсовета сказала, что больше не будет его вести. То есть, отказалась выполнять свои обязанности. Поэтому в преддверии праздника функции руководителя совета взяла на себя другая женщина. Она собрала группу активисток (частично из старого состава женсовета) и принялась за работу. На мой взгляд, новый женсовет работает хорошо.
Как подчеркнул Вячеслав Кальсин, к смене состава женсовета он не имеет никакого отношения.
- Не знаю, почему мне это приписывают. Ведь я – глава сельской администрации, и это не мои функции.
По мнению собеседника «ОЭГ», женщина, обратившаяся на «прямой провод», сама провоцирует конфликтные ситуации.
- Правда ли, что женщину обсуждали «за глаза» на отчетном собрании? – спрашиваю у Вячеслава Кальсина.
- Действительно, было высказано мнение по ее поводу. В том числе высказывались и жители села. Хотя лично у меня к ней претензий нет.
Итак, глава поселения отрицает свою причастность к случившемуся. Так что же произошло – совет распался сам или его специально «разогнали»? Мнение по этому поводу есть у экс-главы женсовета Назили Галимяновой.
- Председателем женсовета я была с 2010 года. Кроме того, я занимала (и занимаю сейчас) должность управделами в администрации сельского поселения. В 2011 году я поняла, что не справляюсь со своими обязанностями – из-за загруженности на своей основной работе. Поэтому и приняла решение о том, чтобы сложить с себя полномочия председателя женсовета.
По мнению Назили Галимяновой, «раздувать» эту ситуацию не стоит. Ведь все было законно – состоялось собрание, имеется протокол заседания.
- Женщина, о которой мы говорим, знала об отчетном собрании, но сама туда не явилась, - подчеркивает наша собеседница.
Итак, мы с вами ознакомились с тремя точками зрения на сложившуюся ситуацию. К какой из них склониться – выберет сам читатель. А в заключение – комментарий нашего общественного юриста Гузель Исянгуловой:
- Действительно, глава сельского поселения не имеет права вмешиваться в деятельность общественных организаций. Общественная организация может быть реорганизована только в двух случаях: первый – если такое решение приняли ее учредители, и второй – если принято соответствующее судебное решение, - поясняет наш специалист.