Свалившись с простудным заболеванием, любой человек хотел бы лечиться в самой лучшей больнице у самого компетентного врача. Но что делать, если крупных денег в кошельке нет и не предвидится, а среди добрых знакомых – ни одного доктора, или хотя бы того, кто может его порекомендовать? Буквально на днях в редакцию «ОЭГ» поступило письмо от возмущенного читателя. Он жаловался, что при наличии всех направлений ему отказали в госпитализации в одной из уфимских больниц:
- В поликлинике по месту жительства поставили диагноз - двухсторонний гайморит, отит, - пишет он. - Были сделаны снимки, анализы, как положено. На этом основании мне дали направление в 21 больницу. Но в приемном отделении меня не приняли. Двое то ли врачей, то ли интернов спустились из ЛОР-отделения и сказали, что нет ни мест, ни антибиотиков. В результате специализированную медпомощь я получил совершенно в другой больнице у знакомого врача!
«Общественная электронная газета» решила разобраться в ситуации и направила соответствующий запрос в Управление здравоохранения администрации Уфы (Горздрав). Ответа ведомства не пришлось ожидать долго. Буквально на следующий день на адрес редакции пришло официальное письмо:
- Для того, чтобы уточнить обстоятельства произошедшего, в МУ ГКБ №21 необходимо предоставить следующую информацию – фамилия, имя, отчество, домашний адрес, дата обращения за медицинской помощью в МУ ГКБ №21, обстоятельства обращения, - пояснил начальник управления Виталий Викторов. - Рекомендуем обратиться через сайт Управления здравоохранения по адресу в сети интернет http://www.gorzdrav.bashmedsoft.ru. Ваше обращение будет рассмотрено и Вам будет направлен ответ в установленные законом сроки.
Учитывая, что читатель не назвал себя, последовать совету Горздрава не представлялось возможным. Поэтому мы решили получить дополнительный комментарий на эту тему от начальника организационно-методического отдела Горздрава Руслана Бикбулатова.
- Отказать в больнице могли по разным причинам, - пояснил он. - Быть может, состояние было неэкстренным, быть может, у человека не было при себе каких-то документов. Мне трудно судить о причине отказа (и был ли он правомерным).
Для точного выяснения обстоятельств нужны личные данные, - отметил специалист. - Только в этом случае мы можем провести служебное расследование, направив запрос в больницу для выяснения деталей.
- Как вы считаете, могли ли в больнице отсутствовать лекарства?
- Дорогостоящие, редкие, фирменные лекарства действительно могут отсутствовать. А жизненно необходимые есть всегда.
- А что скажете о наличии мест – неужели это такая проблема?
- Могу сказать, что плановая госпитализация по направлениям идет постоянно. Другое дело, что иногда участковые врачи могут работать формально. Просто выписали направление, не созвонившись предварительно с больницей. Человек приходит, а свободных коек нет! Другое дело - экстренная госпитализация. Если человека привезла скорая, его обязаны принять в любом случае.
Как добавил Руслан Бикбулатов, уже давно ведутся разговоры о том, чтобы информация о свободных местах в больницах размещалась в свободном доступе в интернете.
- В некоторых регионах такая практика уже есть, - пояснил собеседник «ОЭГ». - Переход на электронное взаимодействие происходит и у нас в Уфе. Хотя организовать все это довольно-таки трудно. В первую очередь, с организационной точки зрения. В качестве эксперимента (как раз в 21 больнице) мы даже проводили видеоконференции по Скайпу - между поликлиникой и стационаром. Пациента в режиме онлайн показывали врачам больницы, а те, в свою очередь, принимали решение о госпитализации. А в первой и 32-й поликлиниках Уфы была попытка организовать этот процесс через Единую регистратуру. Участковый врач выписывал направление, и оно в автоматическом режиме уходило в отделение больницы. Но эта новация тоже пока не прижилась.
- Энтузиазма со стороны персонала мало, ведь это для врачей лишняя отчетность, дополнительная работа, которая не оплачивается, - пояснил Руслан Бикбулатов. – Кроме того, чисто технически наши медучреждения к этому не готовы.
- На каком уровне должен решаться вопрос об электронном взаимодействии?
- На уровне администрации города.
Что ж, планы планами, а лечиться людям надо уже сегодня. Что же делать, если ущемляются права пациента?
- Если врач отказал в госпитализации, нужно обратиться к его непосредственному руководству – главврачу, заместителю главврача. Если не помогает – на инстанцию выше, - советует Руслан Бикбулатов. - Руководство больницы всегда будет заинтересовано в том, чтобы решить проблему пациента.
Чтобы поставить точку в этом вопросе, «ОЭГ» решила связаться с представителями 21 больницы. Ситуацию комментирует заместитель главного врача по хирургии МУ ГКБ №21 Эрнест Сакаев:
- На сегодня в городе всего два ЛОР-отделения, - в нашей и 13 больнице. В день к нам обращаются по 60-70 человек! Если идет эпидемия гриппа – все 80, - сообщил наш собеседник. – Представьте, какой это поток пациентов! Аншлаг, можно сказать. Подавляющее большинство именно с таким диагнозом – гайморит, отит. Да и в поликлиниках не хватает ЛОР-врачей, и вся толпа пациентов направляется к нам. Конечно же, не каждого обратившегося мы можем госпитализировать.
Как пояснил Эрнест Сакаев, все зависит от состояния пациента. Кому-то достаточно амбулаторного лечения – их отправляют домой. Кто-то нуждается в немедленной помощи – их помещают в стационар.
- Чтобы точно знать ситуацию по наличию мест, я должен знать дату обращения, - отмечает собеседник «ОЭГ». - К примеру, вчера на 60 койко-мест у нас было 72 ЛОР-пациента, сегодня 56. То есть, на сегодня пока есть свободные койки. Но даже если все места заняты, а человек нуждается в госпитализации, - мы не отказываем, ставим дополнительные кровати. Так происходит, к примеру, во время эпидемий.
- По вашему мнению, нашему герою отказали обоснованно?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я должен видеть пациента. Как я уже говорил, о 100- процентной госпитализации говорить не приходится. Но осматриваем мы всех. Вчера, к примеру, мы госпитализировали десять пациентов с заболеваниями ухо-горло-носа.
Как отметил Эрнест Сакаев, почему-то уфимцы не очень любят лечиться амбулаторно. И, в общем-то, их можно понять. Очереди, запись на две недели вперед, необходимость ежедневно бегать на процедуры… А где-то ЛОР-врачей и вовсе нет. Тогда человека обязательно нужно госпитализировать, потому что лечиться ему негде.
Итак, какой же вывод можно сделать? Похоже, сокращение количества ЛОР-отделений в Уфе, произошедшее за последние несколько лет, не пошло на пользу ни врачам, ни пациентам. Первые – задыхаются от наплыва больных, вторые – вынуждены получать отказы в госпитализации. И здесь можно вспомнить название одной из рубрик «ОЭГ». Доколе?