Экстрим-индустрия развивается семимильными шагами. Прыжки с парашютом, полеты на дельтапланах, дайвинг, серфинг, не говоря уж о всевозможных автогонках – все это сегодня поставлено на поток, и получить свою порцию адреналина может каждый желающий, независимо от уровня подготовки. И если взрослые любители острых ощущений отвечают, в общем-то, сами за себя, то когда речь идет о детях – это совсем другая история. И, к сожалению, не всегда со счастливым финалом.
Взять, к примеру, нашумевший в свое время случай на одном из скалодромов Уфы. В июле 2008 года 13-летняя Даша Коротина – воспитанница спортшколы, арендовавшей помещение для занятий в частном спорткомплексе, совершая подъем по отвесной стене, имитирующей скалу, сорвалась с 11-метровой высоты. Девочка получила серьезные травмы –благо, жива осталась и сегодня (тьфу-тьфу) практически оправилась от перенесенного несчастья.
В произошедшем оказалась виноватой тренер девочки. 24-летняя Елена Куреленкова позволила подопечной самой завязать страховочный узел, что категорически запрещено должностными инструкциями: в случае с несовершеннолетними это обязан сделать преподаватель. Здесь же тренер не только пренебрегла этим требованием, но даже не проверила, как ученица завязала узел, и к тому же доверила страховать ее несовершеннолетней девушке-инструктору, что тоже не по правилам. Сложно описать, что пережили родители Даши. Девочка несколько месяцев, не вставая, провела на больничной койке, перенесла ряд операций, потом был длительный период реабилитации.
Все это время шло следствие. Супруги Коротины сообщили о произошедшем в правоохранительные органы, где в отношении тренера было возбуждено уголовное дело по статье 118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».
Предварительное следствие затянулось на год, дело неоднократно находилось на грани закрытия. Не будем говорить о том, почему так получилось, главное, что Коротины все же нашли в себе силы довести дело до суда. К тому времени с момента несчастья с Дашей миновал год. Последовала не менее длительная судебная тяжба с постоянными переносами заседаний, в завершении которой суд все же признал тренера виновной. Правда, к этому времени истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. По 118-й статье он составляет два года, а приговор был вынесен – ни раньше, ни позже – в августе 2010 года, спустя два года и месяц после несчастного случая. То есть судимость остается, но от отбывания наказания – а суд назначил Куреленковой шесть месяцев условно с испытательным сроком один год и лишением права заниматься преподавательской деятельностью в течение одного года – виновный освобождается.
Но в целом родители исходом дела были удовлетворены: добились же того, что тренера признали виновной. По словам отца Даши Анатолия Коротина – к слову, профессионального юриста с многолетним стажем – он успел изучить общероссийскую практику по подобным случаям, выяснив, что по этой статье у нас вообще редко дела возбуждают, а уж тем более доводят до суда, да еще и с обвинительным приговором в итоге.
На этом можно было бы поставить точку - но нет: сейчас в этом деле наметился очередной виток:
– Суд осудил тренера по статье, которая предусматривает ее ответственность как работника спортшколы. Несмотря на то, что по документам она находилась в отпуске, суд пришел к выводу, что нарушение она совершила, находясь при исполнении своих служебных обязанностей. Гражданский суд обязал спортшколу-работодателя возместить нам ущерб, причиненный ее сотрудницей. Однако Верховный суд республики по жалобам администрации Уфы – спортшкола ведь муниципальная – и самой спортшколы вынес решение, которым признал тренера не являющейся работником спортшколы, тем самым перечеркнув приговор. В рамки закона это никак не вписывается: гражданский суд не имеет права не согласиться с решением уголовного суда, вступившего в законную силу! В нашем же случае попросту изменили приговор в этой части и вынесли, по сути, незаконное решение. Я просто в шоке от того, что у нас судьи творят! Мы два года бились за то, чтобы привлечь к ответственности сотрудника спортшколы, а теперь все наши усилия насмарку.
Таким образом, потратив кучу нервов и времени на решение одной проблемы, Коротины столкнулись с еще одной:
– Судейский беспредел! – констатирует глава семейства.
Анатолий Коротин признался, что ожидал всего, чего угодно – могли, к примеру, сумму компенсации уменьшить (что, впрочем, и было сделано), но чтобы такое!..
– Я написал, конечно, жалобу в наш же Верховный суд, на имя председателя, но, честно говоря, на ее удовлетворение не рассчитываю. Вот и обращаюсь в президентскую газету – пусть люди знают, что у нас творится, ведь от такого никто не застрахован…