Все новости
Доколе
22 Июня 2011, 15:05

Работникам Башкирии годами не платят зарплату

С учетом предприятий-банкротов сумма задолженности перед сотрудниками Башкирии составляет 145 миллионов. И это только официальная статистика...

Фото с сайта www.tv29.ru.
Фото с сайта www.tv29.ru.
От чего зависит качество жизни человека? Конечно же, от регулярного пополнения его кошелька заработной платой (как бы мизерна она ни была). К сожалению, в Республике Башкортостан, несмотря на попытки властей, вопрос о задержке зарплаты так и не снят с повестки дня.
Кто же задерживает зарплату в первую очередь? По большей части, это предприятия-банкроты, - рассказывают в Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан. - Основная проблема – имущества нет, продавать нечего!
Кстати, еще год назад предприятия-банкроты не входили в статистику задолженности по зарплате. Тогда (в 2010 году) сумма задолженности перед сотрудниками Башкирии составляла всего 17 миллионов рублей. Сейчас, с учетом предприятий-банкротов, эта сумма выросла до 145 миллионов. И это только официальная статистика!
- Объективная реальность такова, что по вопросам зарплаты наши предприятия проверяются выборочно. Поэтому есть и другие данные, - отмечает «Общественной электронной газете» в.р.и.о. руководителя Государственной инспекции труда в РБ Андрей Цибизов. - В частности, по информации профсоюзов и прокуратуры, это 400 миллионов рублей.
Подумать только – 400 миллионов!
- Львиная доля (80 процентов) от этой суммы – задолженность на предприятиях, где введено конкурсное управление, - отмечает Цибизов.
Что же происходит на предприятиях-банкротах нашего региона?

По сути, полный беспредел. Управляющие не обеспечивают сохранность имущества, неверно оценивают его стоимость, за вознаграждение реализуют конкурсную массу «на сторону» или заинтересованным лицам и так далее и тому подобное.

Лишь очень редкий управляющий ведет себя честно и выплачивает гражданам полагающуюся им зарплату.
Интересно при этом, что арбитражный управляющий может быть хоть жителем Дальнего Востока – но при этом работать в Башкирии. Предприятие находится, к примеру, в Дюртюлинском районе, а управляющий - в Уфе, в Москве – где угодно! А все потому, что СРО (саморегулируемые организации) арбитражных управляющих это разрешают. Начинаешь искать управляющего – а на его месте сидит только представитель. И это совершенно законно!
- На сегодня арбитражные управляющие делают, что хотят, - признают в Госинспекции. – А само арбитражное управление приводит к уничтожению предприятия, а не к его оздоровлению.
- Вообще-то, закон о банкротстве был задуман как закон о санации, финансовом оздоровлении предприятия. Банкротство должно было поднимать предприятие «с колен», - поясняет в.р.и.о. главы Госинспекции труда. - Но на практике получилось противоположное.
А что, если «банкротится» единственное градообразующее предприятие в городе? Ликвидируется предприятие, исчезают рабочие места, страдает экономика...
В регионе как-то пытаются решить эту проблему. В Башкортостане функционирует Межведомственный совет по вопросам просроченной задолженности. Данный совет регулярно организует беседы с руководителями предприятий-должников. Помогает это или нет – вопрос спорный.
Кроме того, при Прокуратуре РБ действует Рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики.
Вообще, судя по всему, власти республики серьезно настроены на борьбу с долгами по зарплате. Так, 9 июня в РБ создана очередная межведомственная комиссия, которая будет координировать деятельность предприятий-банкротов.
В составе комиссии (под председательством министра экономразвития РБ Владимира Балабанова) - представители министерств и ведомств; администраций муниципальных районов, где находится предприятие-банкрот; а также представители СРО, членом которой является арбитражный управляющий предприятия.

Последнее представляется особенно важным.
Сфера деятельности новой комиссии - банкротство государственных и муниципальных унитарных предприятий; компаний, имеющих госдолю в уставном капитале, а также организаций, имеющих высокую социальную или экономическую значимость для РБ.
Только вот получается, что наши частники (точнее, сотрудники частных предприятий) – снова «в пролете»! Да – комиссия будет работать с градообразующими и госпредприятиями. А как же малый и средний бизнес?
Один из примеров, упомянутых в Госинспекции труда - компания «N». Рабочие этой строительной компании из Уфы два года не могут получить причитающуюся им зарплату. С соответствующими жалобами только в 2011 году в инспекцию пришло семь человек, а всего пострадало – 150. Обманутые работники обращались и в следственный комитет прокуратуры по Советскому району, и в Минтруда РБ, и в другие инстанции. Но везде – по словам самих рабочих, одни отписки.
Общая задолженность перед рабочими составляет около шести миллионов рублей. Люди ждут своих денег.
- Но сделать в данном случае ничего нельзя - ввиду отсутствия имущества у предприятия должника, - комментирует Андрей Цибизов. – Мы, фактически, бессильны: как только на предприятии объявляется процедура банкротства, - порядок погашения долгов регулируется уже не трудовым кодексом, а законодательством «о банкротстве».
А там, в свою очередь, четко сказано – если нет имущества и продавать нечего, все долги предприятия считаются погашенными. То есть, не выплачиваются.Вот так-то вот – работал, работал, и остался без ничего. Гуляй, Вася, на все четыре стороны!
Именно эта проблема и осложняет ситуацию с задолженностью в республике.
Самое дикое, что страдают в такой ситуации не только обычные работники, но и беременные женщины, а также те, кому полагается пособие по уходу за ребенком.

Женщина вот-вот должна родить – а денег взять фактически неоткуда…
«Я мать-одиночка. Работаю в фирме «М». C февраля нахожусь в декретном отпуске по беременности и родам. На данный момент мне не выплачена зарплата за несколько месяцев, пособие за постановку на учет на ранние сроки беременности, больничный лист по беременности и родам. <…>В больнице мне поставили срок родов на ближайший месяц, а у меня нет средств даже для покупки пеленок. Неужели после стольких лет работы я должна кого-то умолять выплатить мне законно причитающиеся пособия?» - вопрошает жительница одного из городов РБ в своей жалобе.
- Здесь та же ситуация – предприятия признано банкротом еще в начале 2011 года.  На момент проведения проверки на предприятии оценка конкурсной массы не завершена. Взыскание задолженности происходит согласно закону «О банкротстве» и находится вне компетенции Госинспекции труда, - комментирует Андрей Цибизов.
Вообще, предприятия, которые находятся в стадии банкротства – самые разные. Строительные, обрабатывающие, аграрные… Но всех их объединяет одно – это предприятия реального сектора.
Некоторые граждане считают: «Раз директор-частник не смог заплатить, пусть заплатит государство!» Но это ошибочная позиция.
Так что же – ничего нельзя сделать? Как отмечают в Госинспекции, возможности защитить свои права у сотрудников есть, хоть и мизерные. Существует такое понятие, как кредиторы – лица, имеющие претензию к предприятию. Так вот, работники – тоже кредиторы. И как любые кредиторы, они имеют право участвовать во всех заседаниях и обсуждениях, связанных с банкротством. Конечно же, «всем скопом» приходить не нужно. Поступить надо проще - избрать своего представителя, и именно он будет участвовать во всех процедурах и голосованиях.
Делается это так: представитель избирается тайным голосованием на общем собрании работников. Полномочия представителя должны быть подтверждены протоколом собрания, в котором должны быть указаны число, месяц, год проведения собрания, численность участников, ФИО представителя, адрес для направления ему корреспонденции (образец протокола можно посмотреть на сайте Минтруда и соцзащиты РБ).
Далее - работники должны добиться включения своей задолженности в Реестр требований кредиторов. Что это такое? Это документ, где указаны сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, а также об очередности удовлетворения претензий (более подробная схема описана в «Рекомендациях по защите прав работников при прекращении деятельности работодателя» на сайте Минтруда и соцзащиты РБ).
Самое обидное, что когда на фирме начинается процедура конкурсного управления, бессилен даже суд! Вы можете писать исковые заявления, но это бесполезно. Ведь конкурсное производство – процедура внесудебная.
Что ж, понятно, что решать все эти проблемы нужно на федеральном уровне. И конкретные предложения уже есть. К примеру, Уполномоченный по правам человека в РБ Рим Каюмов считает, что в России должна появиться федеральная система гарантий прав работников. Для этого, по его мнению, нужно создать специальную госкорпорацию, обеспечивающую выплату компенсаций.
Кто-то считает, что нужно решать проблему на уровне социального страхования - ввести дополнительные отчисления из фонда зарплаты для работодателей. Хотя это – сомнительный выход.
По сути, можно действовать еще проще. На сегодня за невыплату зарплаты предусмотрено как уголовное наказание в виде лишения свободы, так и штрафные санкции, а также лишение права занимать определенную должность. Но чаще всего виновников не сажают (директора-мошенники получают условные сроки). Почему бы не усилить ответственность за долги?
- Нужно ужесточать ответственность руководителей и учредителей предприятия-должника, а также собственников имущества должника. Ответственными должны стать те, чьи действия привели к банкротству, - это мнение Рима Каюмова имеет смысл.
Также неплохо было бы сделать деятельность арбитражных управляющих более четкой и прозрачной. Но это, как мы все понимаем, дело не одного дня.

Ну а пока суть да дело, наши граждане вынуждены «мыкаться» по инстанциям и всюду получать отказы…
Автор:Святохина Дарья
Читайте нас: