Какое-то время назад (при цене биткоина в районе 300 долларов) мы здесь уже рассматривали под микроскопом представителей криптовалют, давая им положительную оценку. События последних недель (вернее, фантастические 2500+ долларов за один биткоин) заставляют вернуться к теме, обновить знания и, если получится, понять, в каком направлении она двигается сегодня.
Колоссальный спрос, породивший взлет стоимости, имеет легкий уголовный оттенок: вирус WannaCry разогрел рынок, и отрицать это или произошедшее списывать на иные «фундаментальные основания», на мой взгляд, неверно.
(Данный вирус шифрует пользовательские файлы, запуская счетчик времени до их полного уничтожения, что умно — в условиях стресса чуждые его люди теряются, на эмоциях приобретая «отступные» биткоины.)
В мире виртуальной валюты, где нет фундаментальной составляющей реальной экономики страны эмитента (размер ВВП, инфляция, безработица etc.), рост и падение провоцируется хакерами?!
Выходит, что так. На фоне давнего преследования криптовалют центробанками мира (одна из причин неприязни — активное использование криптовалют террористами, «черным рынком» и преступниками всех мастей) не станет ли то аргументом в пользу окончательного запрета?
Во-первых, следом придется запретить наличные деньги и золото, а во-вторых… Впрочем, цитата из речи заместителя председателя ЦБ РФ Ольги Скоробогатовой: «На самом деле все регуляторы пришли к мысли, что, безусловно, национальную виртуальную валюту делать надо. Это будущее. Вопрос конкретного времени».
Что для российских монетарных властей будущее, то для японского регулятора светлое настоящее. С апреля этого года в Японии действует закон, приравнивающий криптовалюты к платежным средствам классического образца. Ему, кстати, биткоин и обязан первой волной грандиозного подъема.
Однако там, где запахло большими деньгами, быстро выветривается запах романтики. Пример успеха биткоина породил новый инвестиционный бум, мне лично напомнивший рыночный пузырь американских доткомов (1995 —2001). (Сотни миллионов долларов, десятки компаний пустышек и неистребимая вера инвестора, что на сей раз именно ты успеешь заскочить в последний вагон уходящего поезда.)
Рынок ICO или, в нашем случае, первичное предложение монет. Модель его скорее напоминает краудфандинг, нежели созвучное IPO: стартап на основе блокчейна предлагает инвесторам условную единицу компании (токены). Но вот поскольку в большинстве, и в большинстве подавляющем, вместо продукта имеется лишь проектная документация на него (в лучшем случае с группой разработчиков, засветившихся в иных проектах), действовать приходится практически вслепую, на доверии.
И даже готовый продукт подвержен огромным рискам. Примером тому может быть проект The Dao, собравший более 150 миллионов долларов и моментально закрывшийся после атаки хакеров.
Резюмируя, могу лишь повторить, что перспективы у криптовалют всё еще светлые, но продолжающийся период становления близок историям о Диком Западе и золотой лихорадке. С аналогичным концом.