Времена, когда все уфимские нефтяные заводы (да и не только) перевели на зарплатные карты «Межпромбанка», многие хорошо помнят. Но вовсе не потому, что новая технология облегчила им жизнь, наоборот, стояние в длиннейших очередях к банкомату на виду всего города (в частности один из них располагался на самом оживленном перекрестке Уфы, остановке «Спортивная») — такое приключение «конца 90-х» ты едва ли забудешь.
И если в обычные дни очереди исчислялись десятками человек, то происходящее в дни «зарплатные» цензурному описанию не поддается.
А людям что прикажете делать, когда поступающие на счет средства потратить, минуя стадию обналичивания, в те года было практически невозможно?
Сама же необходимость решить проблему очередей упиралась в возможности банка-эквайера, точнее «Республиканского процессингового центра», обслуживающего карты по договоренности с «Межпромбанком».
Впрочем, кухня происходящего, связи, зависимости, подотчетность на сегодня значения не имеют, и если коротко — ни у кого из участников просто не было денег. Не было денег на банкоматы, на развитие полноценной сети платежных терминалов, ну или, по крайней мере, так они говорили.
Сейчас-то ведь понимаю: когда финансируешь какой-то проект (не считая проектов изначально благотворительных), в «идейную» его составляющую закладываешь получение прибыли, пусть через год-два или десять, но обязательно. Иначе зачем?
Банкоматы же, их обслуживание 24/7 в те времена обходились столь дорого, что о прибыли на операциях с картами не говорилось даже «на перспективу». Потому «о развитии ни полслова, пользуемся тем, что есть!»
А люди? Люди потерпят, им-то не привыкать.
Зачем я всё это вспомнил?
Новость прошлой недели: «Visa разрешила банкам брать комиссию за снятие денег в банкоматах».
На форумах и фейсбуках сразу трагедии:
— банки на нас наживаются;
И ни слова, что оставшиеся на плаву банки (в отличие от разорившегося в итоге «Межпрома») десятилетиями, из-за жестких условий платежных систем, за транзакции эти не брали копейки, развивая привычную нам сегодня инфраструктуру лишь «на свои».
И что сегодня в больших городах нет уже в принципе какой-то необходимости снимать в банкомате наличку, а если вдруг появляется, то платя «жалкие» полпроцента за операцию по снятию наличных с бесплатной дебетовой карты, не лишнее вспомнить три-четыре процента, берущиеся за аналогичное с владельцев «золотых» кредиток. Вот уж кому давно «не везет».
Называть то в духе модных тенденций восстановлением исторической справедливости необязательно. Лучше принять это как отложенный на десятилетия платеж. Каковым, по сути, он и является.