Если кому-то в России последних лет казалось, что национальные интересы ставятся выше интересов среднего человека, рекомендую взглянуть на Японию.
На днях местный парламент большинством проголосовал за ратификацию соглашения о вступлении в ТТП (Транстихоокеанское партнерство), в перспективе «похоронив» ряд ключевых японских производителей сельхозпродукции, чья отрицательная величина конкурентоспособности в рамках ТТП рынку давно известна. Меж тем стоимость продуктов питания в Японии снизится за счет импорта, а значит «средний» японец, будь у нас возможность оного допросить, решение парламента явно поддержит.
— Боже, какие они милые, как заботятся о народе! Прелесть, что за правительство..
Конечно, мило поставить интересы «среднего» (и, видимо, очень голодного) человека выше интересов самого государства, разрушить внутреннюю инфраструктуру и до скончания времен встать в жесткую продуктовую зависимость от «партнеров» — кто спорит, ведь живем один раз и после нас — хоть потоп. Впрочем, я повторяюсь.
Но почему тогда представители американской промышленности выступили категорически против участия Японии в ТТП? Им-то что за печаль?
Ответ кроется в принципах Транстихоокеанского партнерства, малой частью дублирующих нормы ВТО, в основном же перекраивающих мир в лучших традициях современного понимания глобализации экономики:
— практическое обнуление таможенных пошлин (ТТП — единое торговое пространство или зона свободной торговли);
— единые стандарты на рынке труда (в частности, минимальная оплата и вопросы трудовых мигрантов);
— единообразное регулирование всего (ну хорошо, многого) иного, не афишируемого странами-участниками до момента окончательной ратификации соглашения, но уже известного широкой публике по озвучиваемым разногласиям: патентное право, интернет-торговля, экология, вопросы валютного регулирования etc.
Отсюда можем сформулировать главный экономический принцип ТТП — перераспределение звеньев в цепи добавленной стоимости.
Что, разумеется, благо для транснациональных корпораций (к примеру, Toyota) с производством во множестве стран и для правительств, в чьих юрисдикциях головные офисы тех корпораций, но подступающая беда «среднего» человека, ныне занятого в производстве американских автомобилей или японского агрария.
Так получается, не кормление народа задешево, а извлечение большей прибыли, через него и пополнение доходной части бюджета — задача японских властей, ратифицирующих ТТП?
Я пока еще не встречал соглашений или правительств их заключающих, что работали бы только на Человека, презрев «национальный» свой интерес. И скажу, Россия в этом плане далеко не худший из имеющихся на Земле вариантов.