Все новости
Доходы
25 Ноября 2016, 16:55

Не инфаркт ли у экономики?

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Возьмись наши министры и советники президента вместе писать детективный роман, звание мирового бестселлера ему было бы гарантировано. Настолько талантливо они держат интригу, до последнего не объясняя, к примеру, откуда в России инфляция.
Речь о тематическом споре Глазьева-Силуанова «инфаркт ли у экономики», так удачно совпавшем по времени с обнародованием плана роста цен ЖКХ.
С последнего и начнем.
Говорят, тарифы ЖКХ поднимают из-за роста инфляции.
Но если (а мы это ранее выяснили) совокупный спрос падает, как могут в стране расти цены? Правильнее ожидать обратной реакции: когда ваш товар мало кому интересен по предлагаемой стоимости, откуда найдутся желающие купить его по цене много выше?
Верно то лишь в модели инфляции спроса.
У нас же сегодня классическая модель инфляции издержек.
Из хорошего — такой вид инфляции «сглаживает» товарный дефицит, неизменно возникающий в ходе сокращения объемов поставок и производства (совокупного предложения).
Из плохого — он сопровождается стагнацией экономики, а желание производителя скомпенсировать выпадающие доходы за счет подъема цен лишь ухудшает общее положение.
Если из вышеописанного вы не поняли и полслова, то на примере это выглядит так: компания-производитель скамеек для бани продает их с доставкой по России за 1000 рублей, при себестоимости 750 за скамью. Вдруг случается нечто (многократный рост акциза на топливо, девальвация рубля, рекордное повышение биржевых цен на древесину), и себестоимость увеличивается вдвое, до 1500. Ко всему «нечто» снижает спрос, и падение объемов продаж вынуждает сокращать производственные мощности, а также сокращать персонал. Дабы оставаться рентабельными (не протянуть с голода ноги), стоимость одной скамейки калькулируется в размере 1700 рублей.
Как видим, «проклинаемый» многими бизнес от увеличения цен (инфляции издержек) выигрыша не имеет (даже норма прибыли — 50 рублей). Напротив, масштабируя ситуацию на страну в целом, имеет смысл говорить о сокращении экономики и падении ВВП, что ведению бизнеса в точности не способствует.
На тему — сколь же всё это страшно и спорили на неделе во властных кругах — путая понятия, передергивая факты и с уходом в сторону делая неверные выводы.
Как и принято в классических образцах детективного жанра литературы!
Советник президента, Глазьев: «…Как только денежные власти пошли по пути освобождения курса рубля в свободное плавание, тут же мы получили девальвационный скачок, инфляционный шок, от которого до сих пор не можем оправиться. И наша макроэкономическая система подобна больному инфарктом миокарда. ...Когда Центральный банк начал поднимать процентные ставки, автоматически экономический рост начал глохнуть…»
Минфин, Силуанов: «В России высокие ставки установлены из-за растущих цен… нам, главное, этот момент преодолеть, и потом будем иметь такие же низкие проценты, как и в западных странах».
Ну, какие же, господа, могут быть отыгранные «шоки» двухлетней давности или борьба с немонетарной инфляцией при помощи денежно-кредитной политики?
Всем уже ясно и не дочитывая последней страницы: пока государство продолжает повышать тарифы, акцизы и сборы, не приходится всерьез рассуждать о победе над инфляцией или запуске экономического роста в России.
Или не всем?
Автор:Тарарако Сергей
Читайте нас: