Все новости
Доходы
14 Октября 2016, 18:25

Есть ли в России профессиональный спорт?

Фото Олега Яровикова.
Фото Олега Яровикова.
Во времена, кажущиеся теперь давними, когда рубль спокойно дрейфовал в коридоре «немного за 30», а чемпионство ХК «Салават Юлаев» не вызывало сомнений, я имел прелюбопытнейший разговор с функционером нашей хоккейной гордости (думаю, не называя имен, часть его привести можно).
— Знаешь, во сколько нам один полет в Хабаровск (где базируется команда «Амур») обходится? Три миллиона рублей! Три! Это, чтобы понятно было, стоимость дворовой полноразмерной хоккейной площадки с покрытием, сеткой, и не какой-нибудь фанерной самодеятельностью, а профессиональными бортами… Да нам «Арену» в Уфе полную собрать надо, чтобы полет окупился, и то не хватит.
Почему сегодня мне вспомнился именно этот кусок, а не тирада, где фигурируют цифры больше порядком? Дело в сравнении. Сотни миллионов рублей, выплачиваемых топовым игрокам, абстрактны. Привязанные же к городу «мелочи» понятны и ощутимы в своей потере.
«Убежден, что финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счет снижения затрат регионов и компаний с госучастием на профессиональный спорт… О том, что профессионалы могут и должны зарабатывать сами, мы уже не раз говорили» (Путин, 11 октября сего года).
Владимир Владимирович, но в России и так нет профессионального спорта.
Большой спорт у нас есть. Есть спорт высоких достижений. Есть даже профессиональные спортсмены, продающие свои навыки в России и за рубежом. Но как такового спортивного бизнеса тут нет.
Ведь если не ошибаюсь, всякий бизнес должен приносить денег?
Давайте на том же хоккейном примере.
По итогам прошлого года Континентальная хоккейная лига (КХЛ, Россия) заработала 100 миллионов рублей (полтора миллиона долларов).
За тот же период чистая прибыль Национальной хоккейной лиги (NHL, Северная Америка) составила четыре миллиарда долларов.
При сопоставимых затратах на содержание команд называть КХЛ бизнесом не поворачивается язык. Разве с натяжкой окрестить благотворительным шоу-бизнесом: массовым развлечением наподобие Симфонических ночей. Впрочем, сегодня его точное определение — социальный проект. Запредельной стоимости. С формированием «базовой команды сборной» начинающий терять целесообразность.
И тут два пути: либо, как предлагает нам президент, перепрофилировать бюджетные потоки с телевизионного зрелища на реальный, массовый спорт, повышая здоровье нации и растя собственные таланты; либо, продолжая закупки легионеров и выкуп с NHL за неприличные суммы одаренных, но уже «не первой свежести» россиян, гордиться наличием в стране «профессиональной» лиги.
Первый путь гораздо сложнее, но потенциально выгоднее, как для страны, так и для бизнеса: образование платежеспособного спроса происходит автоматически, путем вовлечения огромных масс в действо.
Второй путь, увы, тупиковый: ко всему сказанному, неизбежная гонка зарплат убивает и спортивную составляющую, вызывает скорее ненависть к «олигархам», нежели провоцирует граждан расстаться с деньгами. То есть ни бизнесом, ни «социалкой» здесь в перспективе не пахнет.
Автор:Тарарако Сергей
Читайте нас: