Каша в головах людей, запутанных обилием в стране «резервных» фондов, страшная. Отсюда и реакция на сообщение: «За август ФНБ и Резервный фонд сократились на 600 миллиардов рублей».
— Денег нет теперь вообще?
— Там хоть немного осталось?
Но взяться за перо меня традиционно заставил фейсбук, где такие новости нередко преподносятся «своими словами»:
— Слышали, золотовалютные резервы России правительство растратило за август на семь процентов!
Предлагаю потратить минутку времени, чтобы разобраться и мимо информационной самодеятельности в дальнейшем проходить быстро, не задерживаясь на получение апоплексического удара.
Разумеется, никаких золотовалютных резервов правительство не растратило. На сайте Центробанка еженедельная динамика ЗВР на данный момент выглядит так:
Конец июля — $394,5 миллиарда.
Конец августа — $396,9 миллиарда.
Но, в принципе, они могли бы сократиться? Об этом ниже.
Что есть ЗВР, золотовалютные или, как принято называть их официально, Международные резервы Российской Федерации (далее МР)? Итак, кратко суть.
Вложения Банка России (и отчасти правительства) в высоколиквидные зарубежные активы — ценные бумаги, валюты, благородные металлы — де-факто и составляют МР. Оперируя ими, ЦБ управляет курсом национальной валюты (удерживая его от резких скачков), МР могут служить обеспечением иностранных заимствований, но главное, они являются гарантией бесперебойности внешнеторгового оборота страны.
В прошлом, 2015 году внешнеторговый оборот России составил 530 миллиардов долларов (это сумма экспорта-импорта, $345 миллиардов и $184 миллиарда, соответственно). Зная, что объем российских ЗВР к концу августа 2016 года составлял 396 миллиардов, мы говорим про обеспеченность текущего оборота на 8-10 месяцев. Этого достаточно.
Траты же на покрытие дефицита бюджета страны и вложения средств МР в какие-либо проекты (как правило, инфраструктурные) предусмотрены лишь их частью, входящей в правительственные фонды: резервного и национального благосостояния. При этом, будучи в них использованными (во что-либо вложенными), они автоматически перестают учитываться в структуре золотовалютных резервов, в силу ограничений по ликвидности активов, предъявляемых методикой МВФ при расчете ЗВР.
За август Резервный фонд сократился с 2 560,28 миллиарда рублей до 2 090,10.
Фонд национального благосостояния с 4 842,00 миллиарда рублей до 4 719.17.
Итого, ушло порядка 6,5 миллиарда долларов.
Очевидно, что сохранившийся за тот же период размер МР ($396 миллиардов) свидетельствует о крайне малой доле в правительственных «операционных» резервах иностранных активов. В любом случае правительство в августе к Международным резервам не подбиралось, и золотовалютная обеспокоенность граждан в плане вероятных последствий для курса рубля безосновательна.