Может показаться смешным, когда те же люди, которые два года назад призывали не поддаваться панике и верить, что «рубль еще будет по 30», сегодня говорят, экономика не возродится, если наш деревянный опустится на шестьдесят.
«Это работает в минус, сокращает доходы бюджета и усиливает бюджетные проблемы. Это снижает конкурентоспособность российской промышленности и сельского хозяйства, обесценивая задачи по импортозамещению. И мы действительно наблюдаем тенденцию замедления роста экспорта» (помощник Президента РФ, Белоусов).
Так-то да, «голубая мечта» любого в мире правительства максимально снизить курс национальной валюты. Экономика, первый класс: стоимость произведённого в стране товара снижается, стоимость импортируемого повышается и отечественные компании, при прочих равных, получают весомое преимущество в конкурентной борьбе (будет время, почитайте, как возродилась послевоенная Япония).
Это сопоставимое качество, потребительские свойства, технические решения. Иначе говоря, «Мерседес Гелендваген» 2016-го модельного ряда только ценой должен бы отличаться от свежего УАЗ Patriot.
Но отличий в нем много больше. Настолько, что цена при выборе не является аргументом.
Выходит, прежде чем повторять за помощником фразу «Крепкий рубль снижает конкурентоспособность российской промышленности», неплохо бы выяснить, может, «снижает» её что-то еще? В первую очередь…
Однако мы отвлеклись, сегодня нужно ответить: быть девальвации или не быть.
В России важна не аргументация, а твердость намерений.
«Рубль укрепляется, несмотря на известную ценовую волатильность на сырьевых рынках, и в этой связи нам, конечно, нужно подумать, как и что мы будем делать в ближайшее время в связи с этими факторами» (Президент РФ, Путин).
В первый день после сказанного федеральные СМИ восхищались, как здорово жить при столь мощном рубле. ТАМ не возражали: «В целом, безусловно, укрепление рубля имеет позитивные стороны, с одной точки зрения. И, с другой точки зрения, это требует каких-то мер в отношении экспортоориентированных отраслей. Это требует таких тонких настроек, которые нужно заранее продумывать и реализовывать» (пресс-секретарь Президента РФ, Песков).
На второй день позиция уточнилась:
«Для экономики, которая должна стремиться к снижению издержек, на стадии роста выгоднее иметь курс ниже, чем установившийся реальный эффективный курс рубля» (бизнес-омбудсмен, Титов).
В целом, причастные с ним согласились, но вербальные интервенции делу не подошьешь: без Центробанка рынок двигался неохотно.
«Центральный банк не планирует отказываться от плавающего курса и не планирует оказывать влияние на уровень курса. Плавающий курс — это встроенный стабилизатор экономики, который доказывает свою эффективность. Плавающий курс является тем механизмом, который позволяет балансировать интересы различных экономических субъектов, в том числе, импортеров и экспортеров».
То есть искусственной девальвации не будет?
Ну как вам сказать, я бы первым обвинил Набиуллину в профнепригодности, заяви ЦБ о немедленном запуске инструментов по снижению курса валюты. Представляете: все инвесторы и спекулянты знают точное время и место, где появятся деньги?!
А вот направление среднесрочного тренда, кажется, ясно (хотя гарантий, естественно, нет).