О чем же таком неведомом (и в первую очередь для участников рынка) рассказал вчерашний отчет экспертов McKinsey с говорящим названием «Снижение доходности: почему инвесторам придется понизить уровень ожиданий», что в спорах о нем прошел целый день?
[Спойлер: дважды два равняется четырем.]
Уникальное сочетание факторов, пробудивших «золотой век» инвестиций:
— нулевая инфляция и отрицательные уже процентные ставки;
— бурное развитие новых технологий и как следствие, производительности труда;
— погоня Китая за развитыми экономиками, требующая привлечения колоссальных ресурсов;
— рост корпоративных прибылей и стоимости компаний на фондовом рынке.
За последние 30 лет потенциал сих факторов оказался исчерпан и в ближайшие десятилетия (по мнению McKinsey Global Institute) инвесторы неизбежно столкнуться с падением доходностей: рост стоимости акций существенно снизится, а дивиденды перестанут гарантировать безбедное существование владельцам ценных бумаг.
Неясно только, называть минувшие 30 лет «золотым веком» инвестиций или же дать им более приличествующую формулировку «золотой лихорадки».
На мой взгляд, с 19-го века изменился лишь инструментарий старателя: кирку и промывочный лоток сменил персональный компьютер со множеством мониторов, но принципы формирования «лихорадки» и её закономерный итог, неизменны.
Не ошибусь, сказав, что похожее наблюдалось и в позднем СССР, в период развития кооперативного движения, когда целые сегменты рынка в буквальном смысле валялись под ногами людей предприимчивых, сколотивших первоначальный капитал «промывкой породы».
Одну из главных ролей в процессе всегда играли средства массовой информации, включая агентство с наибольшим числом подписчиков, «ОБС» (Одна Бабка Сказала): миллионами экземпляров тиражируемые истории успеха, для повторения коих требовались не столько деньги и знания, сколько авантюризм и желание разбогатеть влекли в отрасль людей ранее от нее максимально далеких.
Непременно строилась избыточная для «мирного» времени инфраструктура: правда, если о временах «золотой лихорадки» Дикого Запада всё еще напоминают развалины заброшенных городков, то воспоминания от эры инвестиционного бума (о сотнях тысяч брокеров, например) сохранятся исключительно в поиске Google.
Ну и главное, что заставляет проводить параллели — итог.
Стихийный, массовый рынок, дающий всем его участникам равные возможности получения сверхприбылей, сужаясь, всегда трансформируется в рынок профессионалов.
Меньше золота на поверхности — и уходят тысячи с киркой и лопатой, оставляя право действовать экскаваторам и буровым установкам.
Повышаются ставки, экономический рост исчисляется в сотых процента — и в работу вступают торговые роботы, заточенные к получению прибыли на флэтовом рынке.