Все новости
Доходы
19 Января 2016, 14:03

Может ли «человек в шлепанцах» оказаться умнее главы ФРС?

Коллаж Юрия Дегтерева.
Коллаж Юрия Дегтерева.
В мире не так много снимается фильмов на биржевую тематику и лишь единицы из них (их можно сосчитать по пальцам одной руки) заслуживают звание лучшей картины года.
«Игра на понижение», российская премьера которой состоится в этот четверг (21 января), как раз из таких.
«Based on a true story», но «story», этот набивший оскомину ипотечный кризис в Соединенных Штатах, явно не предвещает удовольствия от картины. Бред Питт, Райн Гослинг, Стив Карелл и Кристиан Бейл — вот они да, смотреть за игрой актеров, не нуждающихся в представлении, можно и вне контекста.
По счастью, звездный состав оказывается не единственным плюсом «The big short», напротив: нашим кафедрам экономики стоило бы ввести его обязательный просмотр в курс «Предпосылки и развитие мирового экономического кризиса 2008 года», а создателям российских сериалов поучиться на его примере, как цветными вставками оживлять унылые диалоги.
Впрочем, о сути.
Торговля облигациями была скучнейшим из занятий, пока не появились они — ипотечные ценные бумаги (ИЦБ), в коих, вопреки здравому смыслу, малый риск не был равен малой доходности. Более того, 30 лет ИЦБ являлись основой кормовой базы инвестиционных банкиров, чьи аппетиты со временем росли, а восприятие реальности падало.
Под прикрытием рейтинговых агентств и несовершенства законов они надували ипотечный пузырь без совести и наличия хоть малейшего плана отхода.
Весною 2007 года эта истина стала понятна профессионалам, а в сентябре 2008-го и остальным миллиардам жителей Земли.
Вот только действие фильма начинается в 2005-м.
И основной вопрос оттого звучит так: может ли «человек в шлепанцах» оказаться умнее министра финансов, главы ФРС и всех инвесторов и банкиров разом? Думаю, что ответ на него будет спойлером только для родившихся в последние годы.
Второй вопрос, во сколько обходится озарение и готовы ли платить эту цену герои, разумеется, останется без ответа: режиссер умело сохраняет интригу все два часа экранного времени. Браво!
Из подкупающих мелочей имеются формы для объяснения финансовых терминов, кои мне в свое время приходилось зубрить.
Шеф-повар в ресторане: «Облигация — это рыба, что я заказываю в пятницу. За выходные всю рыбу продать не получается. Как поступить — выкинуть несвежую и понести убыток или, благодаря своему мастерству, сотворить из неё рыбную солянку? Ответ очевиден. Так вот эта столь любимая клиентами рыбная солянка и есть ОДО — Обеспеченные долговые обязательства. Немного того, немного другого и хорошо продается».
В картине про кредитные дефолтные свопы смотрится чертовски органично!
Вместе с тем, рекомендовать «Игру на понижение» в качестве фильма выходного дня не стану: претендующая на «Оскар» драма хоть и высмеивает «таинственность» мира деривативов, в корне разрушая миф про особые таланты обитателей Уолл-стрита, все же типичная драма на «Оскар» — тяжелая, грузящая мозг на 100 процентов.
Такую помнишь годами..
Автор:Тарарако Сергей
Читайте нас: