Политики любой страны до выборов раздают обещания, после отводя немалую часть срока на объяснения: как же так получилось, что их выполнение не задалось.
И с развитием общества граждане не особо этим расстраиваются, начиная воспринимать посулы как некий стратегический план «от государства», пусть не исполнимый сегодня, но весьма вероятный (в силу неумолимости прогресса) на день следующий.
Оттого пары строк заслуживает и кажущаяся утопичной идея финских политиков осчастливить народ введением безусловного основного дохода: ежемесячной выплатой 800 евро каждому подданному, вне зависимости от его социального статуса или участия в жизни страны.
В экономической теории доход такой еще называют базовым: ведь сумма обеспечивает гарантированное пропитание, жилье и повседневные траты без особых излишеств, не требуя на неё уплаты налогов.
По сути, он заменяет (а в другой интерпретации, максимизирует) действующий институт социальной поддержки (выплаты пособий, предоставление льгот и субсидий), параллельно решая проблему бедности и сокращая находящийся в прямой зависимости от неё уровень преступности.
Можно сказать, это высшая ступень в развитии общества капитала, достижимая за счет распределения между всеми гражданами страны части её национального богатства.
Образуется то богатство за счет сбора налогов и природной ренты. Однако в отличие от нашей страны, где еще в «нулевые» одна известная партия шла на выборы под девизом «Каждый житель России будет получать свою долю от использования природных богатств», Финляндии (как и большинству капстран) в этом вопросе не приходится рассчитывать на залежи нефти — и значит, остаются ей только налоги.
Идею может сгубить не повальный алкоголизм (что могло бы статься у нас), а отсутствие стимула у рабочих профессий. Стимул же может пропасть чуть ранее, нежели компаниями будет достигнут высочайший уровень производительности, при котором участие человека в технологических процессах становится минимальным.
Я-то лично буду приветствовать, если финские корпорации (как основные налогоплательщики) до окончательного принятия решения по базовому доходу, успеют на всех линиях производства, где задействован труд людей, пустить в ход автоматику. Пролетарии же, участвующие до того в монотонном процессе, на часть нацбогатства, полученную от государства, сразу отправятся путешествовать, с непременным заездом в Уфу.
Уповать на сознательность и патриотизм или существенно повышать заработную плату, рискуя потерять конкурентоспособность?
Знаю, что проще: объяснить преждевременность введения безусловного основного дохода.
Политикам-то не привыкать.